Игрушки для директора


Томас Леонард - вице-президент корпорации McKesson, второго по величине дистрибьютора фармацевтической продукции на американском рынке. В его обязанности входит контроль за программным обеспечением компании и разработка маркетинговых стратегий. И этот 43-летний менеджер уверен, что с пользой проводит время, собирая осьминога из деталей конструктора Lego.

"Этот осьминог - я сам, - рассказывает он. - На нем большая шляпа - так я пытаюсь отгородиться от текущих проблем. В щупальцах он держит скелет, который символизирует собой проблемы из прошлого. Он стоит на нижней ступеньке лестницы, и это означает, что маркетинг - борьба, в которой можно продвигаться только вперед".

Томас Леонард - один из более 500 топ-менеджеров, которые приняли участие в занятиях, организованных консультантами по управлению, окончившими специальные курсы Lego Group. Датская компания в прошлом году создала специальное подразделение Executive Discovery, разрабатывающее методики бизнес-консалтинга с использованием конструктора Lego. Генеральный директор Executive Discovery Барт Виктор утверждает, что конструкторы Lego можно использовать в самых разнообразных областях - от психотерапии до рекламы. Виктор преподает этику бизнеса и менеджмент в университете Вандербилта. Он принял активное участие в разработке методики под названием Serious Play - "Серьезная игра", в которой используется конструктор Lego. Сегодня более 50 европейских компаний пользуются услугами консультантов, окончивших курсы Serious Play. В их числе Nokia, Mercedes, подразделение Daimler-Chrysler и Alcatel. В этом году к европейцам присоединилось несколько десятков американских компаний, тоже отважившихся испробовать новый метод, - такие как Quaker Oats (подразделение PepsiCo) и Taco Bell (подразделение Yum Brands).

Многие консалтинговые агентства уже используют Lego в своих занятиях и не видят большой необходимости платить подразделению датской компании по $3000 за упаковку, в которую входит 6500 блоков конструктора, и еще по $5000 за обучение каждого консультанта. "Мы просто идем в магазин и покупаем там конструктор Lego", - рассказывает Анжелла Лайверс, менеджер Центра творческого руководства в Гринсборо, штат Северная Каролина. Сотрудники этой компании тоже проводят занятия с топ-менеджерами, используя игрушки. В ход идут не только конструкторы Lego, но и домино, паззлы и другие. "Мы не хотели бы ограничивать свою работу каким-то одним методом", - говорит Лайверс.

Использовать детские игрушки в менеджмент-консалтинге начали лет 15 назад, однако модным это направление стало в середине 90-х, когда на рынке стали возникать интернет-компании, желавшие оторваться от общепринятых путей ведения бизнеса. Стремясь разрабатывать новые продукты, небольшие компании пустились на поиски таких же небольших, но дерзких консалтинговых фирм, не чурающихся новаторских подходов. Счастливые консультанты стали не только приносить с собой на занятия деревянные кубики или игральные карты, они пошли дальше и стали включать в занятия по бизнес-консалтингу пение, актерское мастерство, живопись и даже аэробику.

IDEO, консалтинговая фирма из Пало-Альто, штат Калифорния, использует Lego вот уже 10 лет. Она берет с компаний по $60 000 за двухдневный курс занятий, на которых топ-менеджеры увлеченно делают шляпы, строят дома и т. д., используя Lego, раскрашенные деревянные кубики и резинки. Даже в Скандинавии бизнес-консультанты используют Lego и не видят необходимости заниматься для этого на специальных курсах. В шведской консалтинговой фирме Stig og Stein специалисты вот уже пять лет используют Lego, цветные мелки и глину на занятиях по обучению методике проведения мозгового штурма в таких компаниях, как Statoil, TeleNor Group и Pharmacia.

И тем не менее в Lego Group надежды не теряют. По прогнозам Барта Виктора, в этом году доход компании от использования разработанной ею методики составит $2 - 3 млрд. В прошлом году подразделение принесло около $1,4 млрд. На одном из занятий по методике Serious Play в Ikea Group руководители компании на протяжении 10 часов увлеченно играли в Lego. Они строили домики, чтобы наглядно представить себе потребности семьи. Они строили самолеты, чтобы изобразить иерархию в руководстве. "Было очень интересно, но порой и трудно, - говорит Майкл Хей, 56-летний сотрудник отдела стратегического планирования (он строил маленькие автомобильчики для модели аутсорсинга). - Модель у нас теперь есть, однако на то, чтобы претворить ее в жизнь, потребуется много времени". (WSJ, Екатерина Кудашкина)