Пиковая дама с собачкой


Церемония вручения премий "Золотая маска" впервые прошла в Санкт-Петербурге, но итоги фестиваля вряд ли располагают к сравнению двух театральных столиц и ведению командного счета. Перемена места проведения не отразилась в премиальном списке. Призы разошлись без явного преимущества: иные остались в городе на Неве, прочие уехали - в основном в Москву. Как это и бывает ежегодно. Церемония.

Заключительная церемония, поставленная режиссером Андреем Могучим, не была задумана как нескончаемый гимн Санкт-Петербургу. Культурная идея была совсем другая - непротиворечиво объединить и уравнять в правах ценности государственные и частные, традиционные и альтернативные. На сцену Мариинского театра выходили и губернатор Яковлев, и Жозеф Надж (получивший премию за "лучший зарубежный спектакль"), и Алиса Фрейндлих, и речистый глава Сбербанка Андрей Казьмин (генеральный спонсор), и труппа "Лицедеи", качавшая лауреатов на руках в момент произнесения ими благодарственных речей и уложившая в приступе хохота весь зал. Владимир Тарасов исполнил соло на ударных вместе с Мариинским оркестром. В начале церемонии чествовали Юрия Григоровича, а в конце сводными силами ансамбля Покровского, группы "Опус Пост", хора и оркестра Мариинки исполнили тихое буколическое песнопение пера московского радикала Владимира Мартынова. Конферанс взяли на себя директор фестиваля Эдуард Бояков и молодая прима Мариинского балета Дарья Павленко, успевшая в течение вечера появиться в шести нарядах - от шикарного вечернего платья до клубных обносков - и станцевать пару вставных номеров. Арии и пляски, шествия и фанфары мило вписались в молодежную стилистику, а эскапады не повредили пафосу и академическим приличиям.

Драма.

Распределение призов в разделе драмы обошлось без сенсаций и выглядит в высшей степени политкорректно. Прекрасно, что лучшим режиссером назван Кама Гинкас, а лучшим спектаклем малой формы - его "Дама с собачкой". Гинкас не однажды попадал в финал "Золотой маски", но как-то не очень удачно. Несколько лет назад, получая приз за "Комнату смеха", Олег Табаков почему-то забыл упомянуть режиссера, поставившего для него этот спектакль. А в позапрошлом году "Черный монах" - одна из самых совершенных работ Гинкаса - оказался в одной номинации с "Абсолютно счастливой деревней" Петра Фоменко, которому и отдало свои симпатии жюри. Победа "Дамы с собачкой" тем существенней, что это, вероятно, очень важный для Гинкаса спектакль: в нем гораздо больше лирики, чем Кама Гинкас позволял себе прежде. Выбор жюри оказался бесспорным и нуждался разве что в небольших примечаниях. Первое из них сделала театральная пресса, присудив свой приз отличному спектаклю Юрия Погребничко "Странники и гусары" (театр "Около дома Станиславского"). Второе - зрители, проголосовавшие за "Облом off" Михаила Угарова (Центр драматургии и режиссуры). Наконец, жюри отметило специальными упоминаниями "Эдипа-царя" Андрея Прикотенко (Театр на Литейном) и "Каштанку" в постановке Вячеслава Кокорина (казанский ТЮЗ).

Выбор в номинациях "лучший спектакль большой формы" и "лучшая женская роль" тоже не удивляет: "Московский хор" (МДТ - Театр Европы) и сыгравшая в нем Татьяна Щуко. В прошлом году критика воспела спектакль дружным хором, к которому, впрочем, не присоединились "Ведомости": на наш взгляд, Татьяна Щуко сыграла замечательно, но прочие достоинства постановки Игоря Коняева и Льва Додина сильно преувеличены.

Лучшим художником - не в первый раз - назван Юрий Хариков за оформление "Мамаши Кураж" самарского театра "СамАрт"; жаль, что не Сергей Бархин за "Даму с собачкой", но здесь, надо полагать, сыграло свою роль отсутствие у "Мамаши Кураж" московской прописки: провинцию принято учитывать в премиальном реестре, а в случае Харикова сделать это легко и логично.

Чемпион среди кукол - "Невский проспект" театра "Потудань" (Санкт-Петербург) и кинокомпании "Дарфильм" ("Золотые маски" за лучший спектакль и режиссуру - Руслану Кудашову). За работу актера в кукольном театре отмечена Светлана Михайлова (архангельский "Хамлет, датский принц"), за работу художника - Константин Мельник ("Зимняя сказка" пензенского театра "Кукольный дом").

В самой конкурентной номинации "Мужская роль" жюри сделало выбор по иерархическому принципу, назначив лучшим актером страны председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина. Забавно, впрочем, что начальник российского театра получил свою "Маску" за роль папаши Убю - карапуза, увеличенного до размеров взрослого хулигана и выбегающего на сцену с криком "Дер-р-рьмо! ".

В номинации "Новация" на этот раз победил не Евгений Гришковец. Весь город захлебывался от восторга, обсуждая спектакль Sine loco питерского Инженерного театра "АХЕ". Некоторые называли Sine loco лучшим спектаклем фестиваля вообще. Известие о присуждении спектаклю премии зал Мариинского театра встретил овацией. Работу "ахейцев" не назовешь чистым театром: она бы пришлась ко двору и на какой-нибудь выставке арт-инсталляций. Вооружившись сюжетами античных мифов, авторы выгородили в павильоне "Ленэкспо" огромное пространство из 13 комнат, через которое провезли зрителя на платформе. Огонь, вода, кровь, сок плодов, шумовая партитура, игра русских и немецких актеров (почти всюду бессловесная) слились в осмысленное действо, не лишенное иронии, но физически воплотившее дух вечной мифологии в отточенной и экспрессивной остросовременной форме.

Опера и мюзикл.

В этом году оперная номинация "Золотой маски" обошлась без Валерия Гергиева и вообще без спектаклей Мариинского театра. Не попал в оперный конкурс и Большой театр. Соревнование развернулось между столичными театрами второго положения и провинцией (Новосибирск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург). Тем не менее из пяти оперных постановок, показанных в ходе фестиваля, три вполне заслуженно претендовали на награды.

Основной урожай премий собрала опера Пуччини "Мадам Баттерфляй", выпущенная московским Музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакль был назван лучшим: его лаконичное, со вкусом организованное сценическое пространство дало возможность вовсю развернуться душераздирающим мелодраматическим страстям. Это очень соответствовало дилемме оперы и образу ее главной героини - юной гейши, хранящей высокий этикет восточной культуры, но охваченной чувством, присущим европейской женщине. Исполнительница главной роли Ольга Гурякова была названа лучшей среди певиц, лучшими были признаны режиссерская работа Людмилы Налетовой и сценография Елены Степановой.

Вместе с тем фестивальным событием стал и показ оперы "Лулу" Альбана Берга - нетипичный спектакль Дмитрия Бертмана в "Геликон-опере", обнаруживший серьезное внимание к сложной партитуре классика ХХ века и обошедшийся без привычных геликоновских излишеств. Опера, сюжет которой мало кому известен, была дана на немецком языке без перевода: это произошло по технической причине, но в итоге стало акцией - эстетская публика Петербурга смотрела работу москвичей, обычно считающихся дикарями, и ничего в ней не понимала. Спектакль артистично провел Владимир Понькин, чья дирижерская работа была признана лучшей.

Другую редкую оперу - "Поворот винта" Бриттена - привез Экспериментальный театр из Екатеринбурга. Эта тонкая камерная работа тоже заслужила признание аудитории, а талантливая певица Светлана Матвеева получила специальный приз жюри. К сожалению, "Поворот винта" стал последней работой маленькой екатеринбургской компании - Экспериментальный театр теперь закрыт.

Та же судьба скоро постигнет и другую, более успешную, хотя и злополучную, компанию - московский "Норд-Ост". Под занавес своего тернистого пути "Норд-Ост" получил премию как лучший мюзикл, персонального приза удостоился исполнитель отрицательной роли Юрий Мазихин. Конкурирующая фирма - мюзикл "Нотр-Дам де Пари" - тоже не осталась без персонального приза: его унесла миниатюрная Эсмеральда - Теона Дольникова.

Балет и современный танец.

В нынешнем году балетные театры будто заранее озаботились красотой петербургского "масочного" пейзажа: редкий фестиваль в предыдущие годы мог похвастаться, что в афише сойдутся старые шедевры Баланчина ("Блудный сын" Мариинского театра) и Якобсона ("Роден" и "Свадебный кортеж" в его бывшей авторской труппе, а ныне театре "Хореографические миниатюры"), эксклюзив залетного классика Ролана Пети для Большого театра "Пиковая дама" в паре с "Пассакальей", два спектакля Алексея Ратманского - главной надежды русского балета: одноактная "Леа" в антрепризном Театре танца Алексея Фадеечева и масштабная "Золушка" Мариинки. В частных номинациях выбор тоже был богатый: Германн Ролана Пети и обладатель двух "Масок" Николай Цискаридзе соревновался с Андреем Меркурьевым - самым модерновым Принцем "Золушки" и всего Мариинского балета; Диана Вишнева - Золушка соперничала с двумя москвичками - Ниной Ананиашвили, выдвинутой за, бесспорно, самую яркую свою роль последних лет - Лею, и Илзе Лиепа, в "Пиковой даме" выступившей в партии Графини.

Но жюри, закрыв глаза на разнообразие репертуара, заметило на российском пространстве только Вечер хореографии Ролана Пети. Бесспорно, его премьера стала событием неординарным: до этого в России лишь Мариинский театр мог похвастаться сотрудничеством с настоящим западным классиком - Джоном Ноймайером. Но еще при рождении "Пиковая дама" обнаружила архивный характер своих достижений: все открытия французского хореографа остались в его далекой молодости, когда в середине 40-х были созданы "Юноша и Смерть" и "Кармен"; а "Пассакалья", перенесенная из парижской Opera, - выбеленный и пересказанный вдохновенным певцом кабаре черно-белый балет конструктивиста Баланчина - отличается теми же достоинствами, что и адаптированный для быстрого прочтения вариант "Анны Карениной". Тем не менее три "Золотые маски" - за лучший балетный спектакль, лучшие мужскую и женскую роли - поставили Вечер хореографии Пети вне конкуренции. Бесспорность победы смазало только отсутствие приза за лучшую хореографию. Не достался он и Алексею Ратманскому - единственному постановщику, который все еще не дает забыть отечественному балету о существовании профессии хореографа. Видимо, по мнению членов жюри, все лучшее осталось в прошлом, и награда за лучшую хореографию на самом деле досталась Якобсону (иначе награждение труппы, неконкурентоспособной на фоне Мариинки и Большого, не объяснить), но в связи с его безвременной кончиной, случившейся четверть века назад, была названа спецпризом жюри.

"Маску" за лучший спектакль в номинации "Современный танец" выстрадал Театр современного танца из Челябинска. Хореограф Ольга Пона, показавшая спектакль, как две капли воды похожий на свои предыдущие работы, обаятельные и уже родные благодаря ежегодному участию в фестивале, получила награду за терпеливое "Ожидание".