ИНТЕРВЬЮ: Яков Иоффе, гендиректор кондитерской фабрики "Большевик"


Яков Иоффе: "Налоговикам не из чего будет получать зарплату".

Весной российские финансовые аналитики снова стали делать прогнозы, что французский концерн Danone может купить ведущего российского производителя соков и молочных продуктов компанию "Вимм-Билль-Данн". Ожидают прихода концерна и в российский бизнес по розливу питьевой воды. Но это пока только предположения, которые французский концерн не считает нужным даже комментировать. Реально же Danone за последнее время отличился на российском рынке судебной победой над налоговой службой. Принадлежащая концерну московская фабрика "Большевик" смогла не только отсудить у налоговой инспекции $2 млн, но и с помощью Конституционного суда обязала налоговиков возместить все расходы на адвокатов. К созданию этого прецедента имел прямое отношение магистр делового администрирования, гендиректор кондитерской фабрики "Большевик" Яков Иоффе.

- Вы действительно были первым русским студентом INSEAD? - Да, это действительно так. В 1978 г. я был первым и единственным русским студентом в этой бизнес-школе. Видимо, они решили таким образом приписать еще одну страну к тем 33, из которых во французской INSEAD обучались студенты. - Насколько вам помогли азы западной экономической теории и практики в России? Все-таки кейсы, которые вы там проходили, не предусматривали особенностей российской экономики.

- Дело тут не в кейсах. Я вырос в Санкт-Петербурге, и поэтому Россия для меня не была чем-то новым и шокирующим. До эмиграции во Францию я закончил физтех питерского Политехнического института и совершенно не имел понятия о бизнесе. Я не знал очевидных сегодня вещей: что такое маркетинг, менеджмент - и в этом INSEAD мне очень много дала. После окончания я три года проработал в McKinsey, где сумел проверить полученную теорию на практике. Потом Danone предложила мне работу в России - возглавить "Большевик", - и я с радостью согласился. Недавно приезжали из INSEAD и написали кейс уже обо мне.

- Интересно, а в этот кейс вошла ваша судебная тяжба с налоговой инспекцией? Вы же создали некий прецедент. Иностранная компания сумела отсудить у российской налоговой службы $2 млн, после чего настояла еще и на том, чтобы ей вернули деньги, потраченные на адвокатов.

- То, что происходит сейчас, - это только продолжение очень давней истории. Все началось в 1997 г., когда условия были совершенно другие. Ко мне пришли два налоговых полицейских и заявили, что оштрафуют "Большевик" на $2 млн. - То есть предложили дать им взятку? - Это было косвенное предложение, и им нужно было не так уж много. Мы не согласились, и налоговая полиция в безакцептном порядке сняла со счета фабрики эти $2 млн. В вину нам ставилось, например, то, что мы ремонтировали дороги, которые разбивают грузовики, приезжающие за продукцией, и дарили новогодние подарки детям сотрудников "Большевика". В налоговой службе посчитали, что мы неправильно провели эти деньги. В случае с ремонтом дорог налоговики расценили это просто как благоустройство территории, а с новогодней елкой - обвинили фабрику в том, что эти затраты включаются в себестоимость продукции. Потом они что-то там насчитали, умножили на коэффициент семь, и вышла сумма в $2 млн. После чего мы и начали с ними судиться.

- Опасное занятие - судиться с налоговой полицией. Вы не опасались, что у "Большевика" и материнской компании Danone могут возникнуть проблемы с ведением бизнеса в России? Другие западные компании в отличие от Danone предпочитают решать свои проблемы с помощью лоббирования, а не судов.

- Нам лоббировать ничего не нужно. Единственное, чего мы добивались и добиваемся, - чтобы налоговые органы соблюдали существующий закон. Ведь он имеет силу не только для налогоплательщика, но и для налоговиков. Сегодня благодаря судебным искам нашей и других компаний, налоговой реформе и приходу в эту область нового поколения образованных финансистов ситуация кардинально изменилась. Сейчас она более цивилизованная, хотя и не полностью, чем была раньше. Налоговики продолжают систематически нарушать закон, не возвращая экспортный НДС. Показательно, что налоговики проигрывают 90% поданных к ним исков. До сих пор им было все равно, потому что время шло и из-за девальвации они выигрывали. Но если теперь им придется компенсировать и услуги адвокатов, которые представляли интересы компаний, я думаю, налоговики, прежде чем росчерком пера накладывать штраф, десять раз подумают. - Но ведь они будут оплачивать услуги адвокатов не из собственного кармана? - По решению суда эти деньги будут изыматься из бюджета на функционирование налоговых органов. То есть, если они будут слишком хулиганить, им не из чего будет платить себе зарплату. До этого ситуация была такова, что чиновник ни за что не отвечал. - Сколько вам реально удалось вернуть денег после пяти лет судебных споров с налоговой полицией? - С учетом того, что был обвал 1998 г., нам вернули $400 000.

- В прошлом году у "Большевика" был еще один судебный сюжет. Вы начали борьбу с компаниями, использующими брэнд "Юбилейный". Насколько удачно и много ли сейчас производителей, использующих этот товарный знак? - Проблема в том, что в 1986 г. был опубликован сборник рецептур, в который попала и рецептура печенья "Юбилейное", разработанная на фабрике "Большевик". Тогда "все было колхозное, все было мое" - любой мог взять рецептуру из этого сборника и начать производить. Между прочим, марка "Юбилейное" принадлежит фабрике с 1913 г., она была выпущена в честь 300-летия дома Романовых. Сейчас она официально зарегистрирована "Большевиком" на основании закона о товарных знаках. Региональных производителей, видимо, воодушевил пример с водочными марками "Столичная" и прочими, которые правительство недавно национализировало. Но это совершенно разные вещи. Алкоголь практически во всех странах мира является монополией государства. С этой точки зрения это оправданно. С большинством производителей мы договариваемся в досудебном порядке, и они прекращают выпускать собственную продукцию под маркой "Юбилейное", чтобы не обманывать покупателей. Алексеевский хлебокомбинат наше предупреждение не принял и решил доказать в МАПе свое право на производство "Юбилейного". МАП в августе прошлого года запретил "Алексеевскому" производить печенье "Юбилейное". - А откровенные подделки на рынке сейчас есть? - В Грузии ксерокопируют наши упаковки, но с ними мы бороться не можем, потому что там нет государства.

- Вы не собираетесь заняться франшизой? - Такие предложения нам поступают часто, но реального интереса к ним нет. Там маленькие объемы, и мы не можем контролировать качество продукции, которую собираются выпускать под нашими марками.

- А как насчет расширения бизнеса? В прошлом году представители Danone говорили о возможной покупке Егорьевской фабрики или о строительстве нового производства.

- С "Егорьевской" проект уже закрыт, мы их покупать не будем. Нам надо еще определить, что мы хотим делать с собственной землей в Москве, где у нас 5 га. Совершенно не очевидно, что кого-то надо непременно покупать. Мы сейчас рассматриваем варианты с размещением заказов на производство на других фабриках. Ведь российские производители за последние годы сделали колоссальный прогресс.

- На московском рынке у вас сейчас формируется потенциально мощный конкурент - холдинг "Объединенные кондитеры". Вы уже оценили перспективы сосуществования? Тем более что московское правительство готово отдать в него около 10 пищевых предприятий столицы, среди которых "Крекер".

- Я только приветствую конкуренцию, без нее невозможно развиваться. Что касается "Гуты", то я не вижу, как она намерена развивать кондитерский бизнес. "Гута" - это банк, ее профессия - финансы. Истинный вопрос заключается в том, кто последует за "Гутой". Пока идет только собирание фабрик с непонятной целью.

- Вы предполагаете, что это обычный инвестпроект с последующей перепродажей? Возможно, вы знаете и покупателя? - Покупателей, если "Гута" будет продавать кондитерский бизнес, будет не так много, и их все знают. Danone в их число не входит.

- Последнее время российские финансовые аналитики все настойчивее начали говорить о возможной покупке компанией Danone "Вимм-Билль-Данна". Это предположения теоретиков или же действительно идут переговоры? - О переговорах я ничего не знаю. - Но ведь зачем-то Danone купил 6% акций ВБД? - Это знак интереса Danone к России. Российский рынок потребления самый большой в Европе, это единственный рынок, у которого есть серьезные перспективы развития. По прибыльности он также близок к лидерству. Поэтому перспективы у него очень большие, и, если бы нам предложили выбор между Латинской Америкой или Россией, мы бы, конечно, выбрали Россию. В то же время нужно сказать, что этот рынок не без риска, и, прежде чем инвестировать, каждый взвешивает этот риск, взвешиваются инвестиции, пропорциональные оценки этого риска. Весь бизнес Danone в России занимает чуть больше 1% в мировом бизнесе компании с годовым оборотом около $16 млрд.

- У Danone есть еще одно мировое направление бизнеса - продажа воды. Как вы оцениваете перспективы российского рынка воды и нет ли у компании планов в ближайшее время заняться этим бизнесом в России? - Я считаю, что Danone неизбежно придет на этот рынок, но не могу сказать когда. В России огромное количество ресурсов и колоссальная потребность в питьевой воде, потому что из-под крана пить воду в России нельзя. - Два года назад вы дали "Ведомостям" прогноз, что рынок мучных кондитерских изделий вырастет за четыре года на 50%. Ваш прогноз сбывается? - За это время рынок вырос на 25%, так что мой прогноз пока совпадает. Основной тормоз для развития российского рынка сейчас заключается в укреплении рубля. Российский рубль потерял более 50% своего преимущества, которое он получил после августовского кризиса. Это сделало более легким импорт. Чем рубль будет сильнее, тем российскому производителю будет сложнее бороться с импортом.

- Правительство недавно сделало прогноз, что за год рубль укрепится на 5 - 6%. Как, по вашему мнению, это отразится на рынке? - Это будет то же самое, что произошло в прошлом году. Грубо говоря, это означает, что еще 5 - 6% рынка перейдет к импортерам.

- А темпы роста "Большевика" совпадают с ростом рынка? - Мы идем вместе с рынком. Вопрос становится более сложным, если начать этот рынок сегментировать. Например, там появляются рулеты, кексы или круассаны. Этот рынок развивается последнее время очень быстрыми темпами. К сожалению, мы на нем не присутствуем, у нас нет технологий. Но мы планируем их развивать. БИОГРАФИЯ.

Яков Иоффе является магистром делового администрирования, окончил физико-технологический факультет Политехнического института (Санкт-Петербург) и бизнес-школу INSEAD. В 70-х гг. эмигрировал во Францию, где прожил 22 года. Работал в консалтинговой компании McKinsey, на Renault, в банке Societe Generale. В 1996 г. был назначен гендиректором кондитерской фабрики "Большевик", которую за два года до этого купил концерн Danone. О КОМПАНИИ.

Фабрика "Большевик" была основана в 1855 г. Сегодня 80% акций принадлежит французской группе Danone, 10% - ЕБРР, оставшиеся акции находятся в руках частных акционеров. Основные брэнды - "Юбилейное", "Причуда" и "Принц". В прошлом году фабрика произвела 35 000 т мучных кондитерских изделий (на $65 млн), в этом году планируется увеличить производство до 40 000 т ($80 млн).