ПРОЕКТ РСПП: Власть - на службу бизнесу


Зачем нужна административная реформа, о которой так много сейчас говорится? С точки зрения бизнес-сообщества, она нужна, потому что наша система исполнительной власти выглядит устаревшей на фоне качественных изменений в других сферах общественной и экономической жизни России. При этом, приспосабливаясь к новой жизни, госаппарат не только сохраняет старые барьеры перед бизнесом, но и порождает новые, деформируя рынки и создавая "неестественные монополии".

Реформа государственного управления давно назрела, но она готовится самими чиновниками, т. е. теми, чьи интересы она существенно задевает. И хотя все понимают важность проблемы, к сожалению, до сих пор не существует единого координирующего центра реформы, который бы обеспечил комплексный подход к вопросу, а также обратную связь с гражданскими институтами и бизнесом в лице, в частности, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Функции.

Как же следует проводить реформу? Начинать надо с наведения порядка в государственных функциях. Это означает прежде всего выявление неотъемлемых государственных функций и отказ от избыточных. Тем самым появится возможность создать оптимальную структуру исполнительной власти, которая будет способна эффективно выполнять известный набор функций.

Неотъемлемо государственными являются такие функции государства, которые реализуются в общенациональных интересах и расходы на обеспечение которых меньше, чем вероятные общественные потери от их неисполнения. Все остальные функции должны быть исключены как избыточные.

Никто, будь то правительство или бизнес, не в состоянии дать окончательный перечень этих функций. Данный перечень должен стать результатом общественного консенсуса, в достижении которого примут участие все сегменты гражданского общества.

Впрочем, уже сейчас очевидно, что переход к функциональному управлению означает отказ от отраслевого построения системы исполнительной власти. Наличие отраслевых органов госуправления в рыночных условиях ведет к растаскиванию бюджетных средств, подталкивает чиновников к изобретению мнимых, бесполезных полномочий, призванных лишь доказать их право на существование. А это приводит к появлению новых барьеров на пути развития бизнеса.

Ликвидация всех отраслевых министерств не означает потери управляемости экономикой. Их полезные функции, если они есть, могут быть переданы органам исполнительной власти другого уровня (службы, агентства, надзоры) и саморегулируемым организациям бизнеса. Нормативное регулирование, которым занимаются эти министерства, может быть возложено на Минэкономразвития или его аналог.

Ведомства.

За выполнение каждой конкретной функции должно нести ответственность конкретное ведомство или его подразделение, а за решение конкретного вопроса - отдельный чиновник.

Чтобы не допустить соединения в руках одного органа власти нескольких конфликтующих функций, их предлагается разделить на следующие группы: нормативное регулирование, которым ведают федеральные министерства (их число резко, в разы, сокращается); предоставление публичных (государственных) услуг федеральными службами; надзор, который осуществляют независимые госнадзоры; управление госсобственностью, которое осуществляют агентства.

Если все же одному органу исполнительной власти доверяется законом выполнение нескольких взаимоисключающих функций, то его решения должны приниматься коллегиально в рамках комиссии. Например, Федеральная комиссия по ценным бумагам совмещает в себе функции регулирования и надзора.

Статус и полномочия государственных органов, включая правила доступа к информации об их работе и принимаемых решениях, а также механизмы разрешения споров должны быть закреплены федеральными законами. Более детально работа чиновников может быть описана в подзаконных актах и административных регламентах. Это позволит формализовать отношения власти и общества, повысив взаимную ответственность.

"Свежая кровь".

Частью административной реформы является и реформа государственной службы. Какой же она должна быть с точки зрения бизнеса? Эффективной и клиентоориентированной. А для этого ей необходимы квалифицированные работники. Поэтому госслужба должна быть открыта для вливания "свежей крови".

Этого можно добиться только с помощью открытых конкурсов при отборе и продвижении кадров. Количество политических назначений (т. е. без конкурсов) надо резко ограничить небольшим числом руководителей важнейших, прежде всего, политических, ведомств.

Чтобы сориентировать госслужащих на эффективное достижение четко обозначенных результатов, необходимы стимулы. Платить нужно не за должность, погоны (реальные или символические) или выслугу лет, а прежде всего за эффективное достижение результатов, качественное выполнение обязанностей. Этого можно добиться только через повсеместное внедрение контрактной системы.

Даже в идеальном госаппарате не везде возможен такой подход, когда руководитель (менеджер) получает задачу, сроки ее решения, необходимый объем финансовых ресурсов и сам решает, сколько людей, на какие должности и с какой оплатой нанимать. Но приближаться к такой модели необходимо.

Коррупция.

Привлечь квалифицированных людей на службу государству невозможно без превращения этого государства в конкурентоспособного работодателя. Такой работодатель обеспечивает своих работников достаточным уровнем оплаты труда и социальных гарантий, тем самым он снижает угрозу коррупции, повышает ответственность и эффективность персонала.

Пока государство не повысит резко и единовременно оплату труда госслужащих, ни одна из задач, стоящих перед госслужбой, не будет решена.

Повысив зарплату, правительство сможет отказаться от традиционных натуральных "соцпакетов" чиновника (машина, медобслуживание, дача), которые придется "монетизировать", заменив современными финансовыми инструментами (медицинское страхование, компенсация расходов на транспорт).

Не только низкая зарплата является источником коррупции чиновников, но и пресловутый "конфликт интересов". Бюрократы успешно зарабатывают, занимаясь регулированием бизнеса в пользу одних и в ущерб другим и зачастую в пользу собственной "хозяйственной деятельности".

Нужно найти механизмы выявления и разрешения подобных конфликтов. Во-первых, это прямые запреты на определенные виды деятельности сразу после ухода с госслужбы; во-вторых, это разработанные процедуры предотвращения конфликтов интересов и информирования об их возникновении; и в-третьих, это жесткие санкции (вплоть до уголовных) за недолжное выполнение обязанностей в случае возникновения этих конфликтов.

Для решения проблемы коррупции недостаточно лишь действий власти. Бизнесу также надо принять участие в ее решении - в частности, приняв своего рода "антикоррупционную конвенцию". Эта конвенция - не просто призыв к отказу от взяток любого рода, но и к большему уровню прозрачности. Например, к раскрытию информации о конечных выгодополучателях тех компаний, которые участвуют в конкурсах, организуемых государством.

Автор - член бюро правления РСПП