ИГРОКИ: Ликбез, налоги и развитие инфраструктуры


Сегодня ключевым событием для рынка негосударственного пенсионного обеспечения, вокруг которого в ближайший год-два будет выстраиваться вся интрига, является принятие властью политического решения о допуске негосударственных пенсионных фондов к участию в обязательном пенсионном страховании. Несмотря на всю критику и обвинения в половинчатости предложенной сегодня обществу пенсионной реформы, раздающиеся в последнее время, значение этого события трудно переоценить.

Проблемы с инфраструктурой.

Однако, как это всегда бывает в жизни, достижение новых высот принесло с собой не только радость от уже достигнутого, но и новые вопросы. Допуск НПФ к участию в формировании накопительной части трудовых пенсий граждан предъявляет совершенно новые требования к инфраструктуре рынка негосударственного пенсионного обеспечения.

Необходимо создание широких филиальных сетей, способных охватить самые дальние регионы Российской Федерации. Без этого гражданин, приобретший в соответствии с законом право выбора между накоплением средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии в государственной системе или НПФ, на деле окажется лишен такого выбора, поскольку на рынке просто будет отсутствовать необходимая услуга.

Рынок будет нуждаться в создании систем обмена информацией об участниках. Без этого невозможно будет эффективно обеспечить реализацию права людей на переход из Пенсионного фонда России в НПФ или из одного НПФ в другой. Кроме того, невозможно будет отслеживать исполнение всеми сторонами обязательств по уплате взносов и соблюдению сроков их передачи по цепочке от работодателя через Пенсионный фонд России к негосударственному пенсионному фонду.

Нужен гарантийный фонд.

Не менее значимым может оказаться и создание системы стабилизации рынка негосударственного пенсионного обеспечения, своего рода гарантийного фонда, на который сообществом должны быть возложены функции антикризисного управляющего и финансового гаранта в отношении НПФ, испытывающих временные трудности. Такой гарантийный фонд мог бы выступать и одной из сторон ликвидационного процесса, в случае если возникнет необходимость в ликвидации какого-либо фонда.

Пенсионный ликбез.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения, как, собственно, и во всей сфере социального страхования в целом, на протяжении долгого времени были объектом мистификации. Отсутствие у общества четкого и, что самое главное, практического понимания источников и правил финансирования пенсионных программ привело к деформациям в общественном сознании. То, что средства, идущие на финансирование пенсионной системы и являющиеся на деле отложенной частью заработной платы, никогда не проходили непосредственно через руки тех работников, у которых они фактически изымались в пользу сегодняшнего поколения пенсионеров, привело к возможности появления мифа о "государственной заботе о пенсионерах". Кроме того, оказалась полностью разорвана связь между фактическим, в первую очередь личным, участием каждого в общенациональной пенсионной системе и его ожиданиями.

Без того, чтобы человек стал активным участником процесса финансирования пенсионной системы, без того, чтобы средства проходили через его руки и только потом - в виде взносов - направлялись в соответствующий пенсионный фонд (государственный или негосударственный) , заложенный в реформе потенциал вряд ли будет успешно реализован. Такое перенаправление финансовых потоков может стать действенным инструментом в сфере повышения интереса населения к вопросам пенсионного обеспечения и стимулом к самообразованию.

В целом же ключевой для развития пенсионной системы сегодня становится общенациональная образовательная задача, сопоставимая по своему масштабу с программой ликвидации безграмотности, реализованной в России в 20-е гг. Без достижения понимания каждым человеком проблем функционирования пенсионной системы, целей и задач ее реформирования нам не удастся выйти за пределы ограничений, налагаемых существующей распределительной системой.

Очевидно, что НПФ в одиночку не могут (да и не должны) решить задачу такого масштаба. Однако они могут и готовы объединять усилия с другими заинтересованными сторонами в деле просвещения граждан. И такие объединительные процессы сегодня уже идут. Жаль только, что государство пока не рассматривает задачу информирования собственного населения как действительно значимую и нуждающуюся в его внимании и поддержке.

Для повышения привлекательности негосударственных форм пенсионного обеспечения и пенсионного страхования недостаточно просто информировать людей о специфических особенностях и преимуществах той или иной формы обеспечения в старости. Необходимо вести последовательную повседневную работу, направленную на повышение прозрачности и воспринимаемости НПФ, обеспечение финансовой и организационной устойчивости всех участников этого рынка и создание действенных инструментов контроля за их деятельностью со стороны общества.

Для решения этих задач пенсионное сообщество должно выработать необходимые стандарты деятельности, требования к выводимым на рынок пенсионным продуктам, формы и процедуры формирования и предоставления всем заинтересованным сторонам и обществу в целом отчетности, включая бухгалтерскую отчетность, основанную на международно признанных правилах, а также специальную отчетность. И это еще одна задача на ближайшие годы, которую намерена решать Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов.

Адекватное налогообложение.

Рынок негосударственного пенсионного обеспечения развит сегодня крайне неравномерно, подавляющее большинство негосударственных пенсионных фондов не имеет достаточных средств не только на создание общей инфраструктуры, но и на развитие собственной внутренней технологии.

Но развитие инфраструктуры рынка требует серьезных затрат, осуществляемых в течение продолжительного времени. И источник ресурсов для их финансирования может быть создан только внутри самой системы.

Он может быть реально сформирован сегодня только в сфере добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, так как НПФ в большинстве своем еще не готовы и, видимо, еще долго не будут готовы к решению задач, которые поставит перед ними участие в обслуживании средств обязательной накопительной пенсии. Поскольку механизм формирования собственных средств негосударственных пенсионных фондов основан на отчислениях части дохода от инвестирования пенсионных резервов, очевидно, что прирост объема инвестиций в инфраструктуру рынка есть производная от функции прироста аккумулируемых ими пенсионных резервов.

А качественного скачка в привлечении пенсионных взносов в систему негосударственного пенсионного обеспечения невозможно добиться без создания адекватной системы налогообложения пенсионных программ, направленной на стимулирование работодателей и самих граждан к участию в формировании своих будущих пенсий. В настоящее время налоги исполняют чисто фискальную функцию и ориентированы на решение задач исключительно "здесь и сейчас", что не красит государство, ориентирующееся исключительно на решение сиюминутных вопросов.

Многие работодатели сегодня активно проявляют интерес к созданию собственных пенсионных программ как части предлагаемого работникам социального пакета. Однако применяемая налоговая модель становится фактически запретительным барьером для реализации подобных намерений, что в конечном счете увеличивает требования к будущему объему пенсионных выплат, осуществляемых в рамках программы государственного пенсионного обеспечения.

Расширение сферы действия добровольного пенсионного обеспечения могло бы послужить не только компенсаторным механизмом для общегосударственной программы обязательного пенсионного обеспечения, но и инструментом постепенного обучения граждан основам "пенсионного дела" и более широкого вовлечения в процессы реформирования государственной программы.

Решение проблемы налогообложения с переходом на обложение налогом только фактически выплачиваемых пенсий (при исключении из-под обложения взносов, перечисляемых работодателем, и получаемого в процессе инвестирования пенсионных резервов дохода) не только стимулировало бы всех социальных партнеров к более активным действиям в области добровольного пенсионного обеспечения, но и создало источник для формирования необходимой инфраструктуры и решения иных, уже упомянутых выше, задач.

Непредвзятый анализ показывает, что именно этот вопрос является тем звеном, потянув за которое мы можем в обозримом будущем распутать и вытянуть всю цепь. Без его решения надеяться на качественное изменение ситуации вряд ли приходится.