ИГРОКИ: Не благодаря, а вопреки


Константин Угрюмов - председатель правления ИФД "Капиталъ".

Борис Краснянский - генеральный директор НПФ "Пенсионный Капитал", руководитель пенсионного бизнеса ИФД "Капиталъ".

- Не могли бы вы назвать основные, по вашему мнению, сложности на пути развития деятельности НПФ?

К. У. : В этом бизнесе есть две стороны. Есть добровольное пенсионное обеспечение и обязательное. Что касается первого, то, к сожалению, государство не создает никаких стимулов для граждан, работодателей и НПФ, чтобы развивать этот рынок. И самая главная сложность в этой области - налогообложение на входе.

Работодатель, организуя программу добровольного пенсионного обеспечения на предприятии, сразу перечисляет взносы и сразу с них платит налог. С тем же успехом он мог бы выплатить эти деньги в качестве заработной платы. Никакой разницы. Но при этом сотрудник этих денег не получает. Он вообще может умереть и не получить этих денег. Это тормозит рынок добровольного пенсионного обеспечения. Если у правительства есть цель реформировать пенсионную систему, то эту проблему следует как-то решить. Но, к сожалению, у ряда чиновников единственная цель - собрать налоги. В частности, так мыслит Минфин. В результате многие работодатели вообще не решаются заниматься добровольным пенсионным обеспечением сотрудников. И государство тогда просто не получает никаких налогов с этого рынка. Нет взносов - нет налогов.

Главная проблема в области обязательного пенсионного обеспечения - это низкая информированность населения о возможностях реализации своих прав. Еще пять лет назад мы проводили через ВЦИОМ опрос на эту тему. 96% людей вообще не знали, что есть возможность накопить средства для пенсии через негосударственные пенсионные фонды. И сегодня с большой долей вероятности можно утверждать, что большинство населения России не знает, что с 1 января 2004 г. у них есть возможность перевести свои накопления из ПФР в негосударственные пенсионные фонды.

Нужно как-то разъяснять людям, что они не должны надеяться только на государство и работодателя. Нужно убедить их, что всякий имеет возможность копить деньги в негосударственных пенсионных фондах, причем на условиях гораздо более выгодных, чем в государственном пенсионном фонде. Проблема и в том, что люди не верят в стабильность нашей экономики. Если мы собираемся строить рыночное общество, в людях нужно воспитывать чувство личной ответственности за свое будущее. Необходимо им объяснять, что их пенсионные средства - это залог стабильности и развития нашей экономики. Это длинные деньги, которые во всех развитых странах мира являются серьезным инвестиционным ресурсом для всей страны, а значит, и для каждого человека в отдельности.

С налогами проблема еще и в том, что ПФР, инвестируя деньги накопительной части трудовой пенсии, не платит налогов, а НПФ, инвестируя те же средства, обязаны платить налоги с прибыли, полученной от их инвестирования. Это может привести к тому, что рынок негосударственного пенсионного обеспечения просто исчезнет. Если налоговые проблемы не будут решены, то людям переводить средства в НПФ будет просто невыгодно. При неравном налогообложении, отдавая деньги в НПФ, человек будет рисковать. А зачем ему это нужно?

- Некоторые игроки пенсионного рынка утверждают, что в будущем НПФ столкнутся с проблемой развития инфраструктуры и продвижения своих услуг. Что вы об этом думаете?

К. У. : До тех пор, пока не придет реальный инвестор, пока инвесторы не поймут, что пенсионный рынок прибылен, ничего вообще не будет. Но как привлечь инвестора, если НПФ - это некоммерческая организация?

Думаю, здесь какое-то противоречие. Это лукавство. Если НПФ - рыночная организация, то она должна приносить прибыль. Пока что, как мы видим, достаточно сложно изменить организационно-правовую форму фондов. Но выход есть. Закон позволяет передавать часть своих функций другим организациям, которые могут вести коммерческую деятельность. Эти организации будут вкладывать деньги в развитие инфраструктуры и обслуживание пенсионных счетов. Это и есть будущее рынка, на мой взгляд.

Б. К. : Пенсионный рынок действительно должен стать по-настоящему прибыльным бизнесом. Только в этом случае инвесторы вложат деньги в развитие инфраструктуры. Для развития этого бизнеса очень важно развивать добровольное пенсионное обеспечение. Ведь прежде всего объемы средств в управлении должны быть достаточно большими. У российских граждан пока что не такие большие доходы, чтобы отчислять значительные суммы на добровольное пенсионное обеспечение.

- Что, по-вашему, нужно делать НПФ, УК, чтобы привлечь потребителей?

Б. К. : Прежде всего нужно, чтобы НПФ при помощи УК обеспечивали более высокую доходность, чем ПФР России, чем ВЭБ. Для этого должен быть расширен рынок инструментов. Если это будут только госбумаги, то никто не станет переводить деньги в негосударственные фонды. Если рынок этот будет для нас расширен, то, думаю, НПФ и УК покажут большую доходность и эффективность в работе, чем государственный сектор.

Важным привлекающим фактором будет качество обслуживания. И всем известно, что частный сектор всегда демонстрирует более высокое качество обслуживания, чем государственный. Посмотрите на государственные авиакомпании, на государственные телекомпании. Конечно, частный бизнес в этой области обслуживает клиентов гораздо лучше.

Большое значение будет иметь и комплексность услуг. То есть НПФ смогут предложить какие-то еще услуги при пенсионных деньгах. Это может быть страхование жизни и имущества, других рисков, трейдинговые операции для граждан, брокерское обслуживание, банковское обслуживание. И это могут быть не только финансовые услуги. Скажем, некоторые западные банки предлагают клиентам туристические услуги. Также будет важна и территориальная близость к потребителю. Если ты в Нарьян-Маре, то сложно будет обращаться в московский НПФ.

- Вы предполагаете устроить какую-то рекламную кампанию для продвижения услуг вашей группы?

Б. К. : Да, будет серьезная рекламная кампания.