В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: Через двадцать лет пенсия - $500


- Что такое пенсионная реформа в ее накопительной части? Что будет в ближайшие полгода, год, два? Что нас ждет?

- В принципе, в рамках новой пенсионной системы мы идем к такой ситуации, когда со временем накопленных пенсионных резервов будет достаточно для того, чтобы за их счет формировалось до половины общей суммы пенсий граждан, накопленной за все годы работы каждого будущего пенсионера. А на первых порах, конечно, это будет немного иначе. Потому что для того, чтобы накопительная часть пенсии составила значительную сумму, человек должен копить всю жизнь. И на это рассчитана новая пенсионная система. С момента начала трудовой деятельности человек формирует две составляющих своего пенсионного счета: на одной отражаются условные суммы, т. е. деньги, которые за него уплачены и тут же отправлены на выплаты пенсий другим пенсионерам. Другая часть счета будет формировать накопительную часть его пенсии, и за ней будут стоять реальные инвестиции. То, какими будут эти инвестиции, каким образом они будут формироваться, зависит от самого застрахованного лица. И здесь новая накопительная пенсионная система предоставляет россиянам гораздо больший, чем в некоторых других странах, выбор: гражданин, формируя накопительную часть своей пенсии, пользуется не только правом выбора между Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами - таким правом он может воспользоваться уже на будущий год, но и внутри Пенсионного фонда гражданин получает право на выбор управляющей компании из числа отобранных на конкурсе. Дальше это будет результат решения самого гражданина, какую структуру активов он выберет, каким будет набор инструментов, в которые он направит свои средства, потому что будут предлагаться самые разные инвестиционные портфели для размещения накоплений. От этого будет зависеть и размер будущей пенсии.

Что касается масштабов этих сумм, то к тому времени, когда нынешнее поколение работников, только вступающее в жизнь, которым, скажем, лет 25, начнет выходить на пенсию, общий объем накоплений будет приближаться к размеру валового внутреннего продукта.

- Можно оценить, какое поколение будет получать пенсию, скажем, в размере не менее $500?

- Такие перспективы реальны, но размер пенсий будет определяться в том числе ростом заработной платы. Мы ожидаем, что средняя заработная плата в реальном выражении к концу десятилетия может вырасти в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2001 г. Если предположить, что она может удвоиться и в последующие 10 лет, то к 2020 г. зарплата возрастет в пять раз к нынешнему уровню в номинальном выражении. Сейчас средний заработок - $160. Значит, через 20 лет это будет $800. И пенсия вполне может составить $500. Но это не более чем сценарный прогноз. Размер будущих пенсий зависит от очень большого числа факторов.

- Я могу отказаться от услуг Пенсионного фонда?

- Отказаться от услуг Пенсионного фонда можно, но нельзя использовать неограниченное число способов формирования пенсии. Речь идет о том, чтобы в любом случае накопления осуществлялись в соответствии с жестким набором требований, которые обеспечивают безопасное инвестирование средств. Если снять ограничения и позволить необдуманные, неэффективные и нерациональные вложения долгосрочных ресурсов, то так или иначе в конечном итоге убыток придется покрывать за счет налогоплательщиков. Речь идет об очень больших суммах. Именно поэтому новая пенсионная система позволяет гражданам уходить из Пенсионного фонда, но делать это строго определенным образом: уходить в НПФ, которые будут инвестировать накопления граждан в соответствии с весьма строгими правилами, прежде всего накладывающими ограничения с точки зрения прозрачности принятия решений, подконтрольности, состава и структуры тех финансовых активов, ценных бумаг, в которые разрешено вкладывать накопления с точки зрения учета таких операций.

- Вы сказали, что отвечать будет государство. Каким образом? Оно что, будет гарантировать сохранность инвестируемых средств?

- Я имел в виду другое. Субсидиарную ответственность государство несет только в рамках накоплений Пенсионного фонда. Если гражданин решает выйти из системы, то на негосударственные фонды прямые федеральные гарантии не распространяются. Я имел в виду имплицитные гарантии. Если мы представим, что большая часть граждан уйдет из Пенсионного фонда и начнет вкладывать не очень квалифицированно, то сохранить деньги в долгосрочной перспективе многим, может быть, не удастся. Высока вероятность потерь. Если эти потери будут массовыми и значительными, то я плохо представляю себе ситуацию, когда государство сможет отказаться от выделения определенной компенсации. Речь ведь идет о пенсионерах, пренебрегать проблемами которых будет невозможно.

- А какой-нибудь механизм резервирования будет придуман?

- Такой механизм предусмотрен в самом НПФ. В принципе, закон не исключает возможности создания коллективных гарантийных фондов, но на добровольной основе.

- А если фонд показал отрицательную доходность и сумма вложенных мною средств уменьшилась? Кто будет за это отвечать?

- Решение простое. Во-первых, есть гарантийные ресурсы самого фонда: могут быть предусмотрены частичные компенсации в случае получения отрицательного дохода. В принципе, если конкретный НПФ показал отрицательные результаты, его клиенты вправе принять решение о выходе из этого фонда.

- То есть граждане должны понимать, что, передавая свои пенсионные накопления в НПФ, они действуют на свой страх и риск.

- Это будет более рискованная форма накоплений, но она будет находиться под столь же жестким контролем, как и остальная часть.

- Есть ли критерии, по которым НПФ допустят к обслуживанию накопительной части? Что будет, если выбранный НПФ перестанет отвечать этим критериям?

- В законе напрямую предусмотрена процедура перевода средств в другой НПФ. В любом случае на накопления граждан не распространяется взыскание по обязательствам фонда. Это обособленные средства.

- Сможет ли гражданин корректировать инвестиционную политику?

- Принятие инвестиционных решений возлагается на доверительных управляющих. Это даже не компетенция пенсионного фонда. Гражданин принимает единственное решение - какому из субъектов накопительной пенсионной системы доверить свои деньги.

- Каким образом граждане смогут принять это решение, если из всех действующих сейчас НПФ данные о своем финансовом состоянии раскрывают единицы, да и то не в полном объеме?

- Я надеюсь, что НПФ учтут это. И те из них, которые будут заинтересованы в обслуживании, разместят на сайтах подробную информацию о себе. Без этого, вы правы, гражданин выбор не сделает. С УК будет попроще, поскольку пенсионный фонд, до того как граждане сделают выбор, обязан направить им достаточно подробную информацию об управляющих компаниях по почте. Граждане будут делать выбор уже достаточно осведомленными, имея справки о каждой УК.

- В этой справке будет указана и динамика показателей, и сведения о том, насколько эффективно они управляют средствами клиентов? Или там будет только справка о юридическом адресе, величине уставного капитала и т. п. ?

- Нет, не совсем. Вопрос о том, какую информацию получат граждане, еще не решен. Это будет указано в готовящемся сейчас постановлении правительства об информировании.

- На что же, по-вашему, следует ориентироваться?

- Ориентироваться прежде всего надо на показатели, связанные с профессионализмом данной организации: достаточность ее собственного капитала, опыт работы, отсутствие нареканий. Естественно, финансовые показатели, например объем активов в управлении, тоже имеют очень важное значение, но ни в коем случае нельзя и очень опасно делать выводы на основании уровня доходности, показанного в предыдущие годы. Это может быть вызвано как стечением случайных обстоятельств, так и результатом повышенной рискованности инвестиционной политики.

- Не думаете ли вы, что для того, чтобы НПФ стали прозрачней, их необходимо передать другому регулятору?

- Безусловно, у инспекции НПФ [при Минтруде], прямо скажем, неудовлетворительная история в качестве финансового регулятора. Мы знаем, сколько было слабых и неэффективных пенсионных фондов, знаем и множество скандалов, связанных со структурой портфелей НПФ, которым позволялось превышать все допустимые уровни риска, инвестируя средства в бумаги одного эмитента. Вопрос об укреплении института регулирования НПФ остается открытым, но его придется решать в самое ближайшее время. Есть идея преобразовать инспекцию в департамент и затем либо сделать ее обособленным органом, либо объединить с департаментом страхнадзора. В любом случае в результате административной реформы полученный орган должен выйти из состава соответствующего министерства.

- Вы неоднократно заявляли о затягивании с принятием нормативных документов, необходимых для продолжения реализации реформы. Чем это чревато?

- Реальным следствием задержек является то, что граждане скорее всего не смогут в этом году перевести свои накопления в частные управляющие компании. Это вытекает из суммирования всех сроков, предусмотренных законом в части перевода пенсионных накоплений управляющим компаниям. Дальнейшая задержка может привести к еще более поздним срокам перехода.

- Вы говорили о том, что Минэкономразвития направило в правительство согласованные с Минфином замечания к законопроекту о ГУК, подготовленному комитетом по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации.

- У нас есть целый ряд замечаний к этому законопроекту. Они в основном были сформулированы Министерством финансов и нашими специалистами, но, на мой взгляд, эти замечания не носят концептуального характера.

- Зачем понадобился этот закон, ведь ГУК уже назначен Внешэкономбанк?

- Закон позволил бы обеспечить максимальную прозрачность и надежность управления накоплениями "молчунов". Это должна быть компания, подконтрольная как государству, так и общественности через наблюдение за ее деятельностью общественным советом, который сейчас создается, Кроме того, учитывая характер ее операций и масштабы ресурсов, которые в ней будут сосредоточены, желательно, чтобы информация о ее операциях была более публичной, чем информация о деятельности негосударственных управляющих компаний. В этом случае необходимо предусмотреть особые правила публикации ею отчетности. Мы полагаем, что делать это надо на ежедневной основе. Принципиальным является наличие спецдепозитария для контроля за деятельностью ГУК. Для ВЭБа такого правила пока не предусмотрено. Кроме того, важен обособленный учет и порядок учета на всех стадиях и отделение накоплений от всех других видов деятельности, которыми она занимается. Иначе возникает конфликт интересов.

- Неужели нельзя инвестиционную декларацию и правила работы ГУК оговорить в постановлении правительства?

- Инвестиционная декларация устанавливает требования к составу и структуре активов и порядок инвестирования средств, но она не указывает на целый ряд других вопросов, которые необходимо учитывать, в том числе обособление функций доверительного управления от других направлений деятельности ВЭБа. В том числе обособленный учет средств, наличие спецдепозитария и механизм его контроля за инвестиционными и финансовыми операциями управляющей компании. Все это требует гораздо более детального описания.

- Белла Ильинична говорит, что в этом законе не прописано, каким образом ВЭБ будет гарантировать сохранность средств застрахованных лиц.

- Что касается гарантий сохранности, то в буквальном смысле они прописаны в первом законе об обязательном пенсионном страховании. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по такого рода операциям доверительного управления. А что касается гарантий в рамках закона о ГУК, то они определяются прежде всего прозрачностью деятельности, наличием спецдепозитария, через который они инвестируют средства, наличием системы обособленного учета средств пенсионных накоплений и, естественно, достаточно жесткими требованиями к составу активов. Это главные характеристики, которые необходимо реализовать. В проекте закона эти нормы прописаны достаточно корректно. Замечания Минфина носят технический характер.

- Что будет, если закон все-таки не примут и все будут ждать специального постановления правительства, определяющего правила работы ГУК? Сможет ли ВЭБ, действуя в существующем законодательном поле, управлять пенсионными накоплениями "молчунов"?

- Формально сможет, потому что правительство назначило его ГУК, но для того, чтобы эта деятельность была прозрачна, подконтрольна и безопасна, существующей нормативной базы недостаточно.

- Означает ли это, что возникает опасность неэффективного управления средствами?

- Да, такая опасность есть. Потому что одного решения о назначении ВЭБа недостаточно для того, чтобы он действительно стал эффективным менеджером.

- Что нужно сделать в первую очередь, чтобы пенсионная реформа не затянулась?

- Самое важное - провести конкурсы по отбору спецдепозитария и управляющих компаний. Для этого нужно принять соответствующее постановление. Пока это не сделано, мы не сможем двигаться дальше.

- НПФ очень недовольны действующим налогообложением. Какова позиция Минэкономразвития по этому вопросу?

- Что касается обязательного пенсионного страхования, то там проблема налогообложения решена полностью: страховые взносы, которые будет выплачивать работодатель, не будут облагаться ни подоходным, ни единым социальным налогом. Налогообложение предусматривается только на стадии инвестирования накоплений, но этот вопрос еще не решен окончательно. НПФ жалуются на чрезмерное налогообложение по добровольному страхованию. Но по этому вопросу принципиальную позицию занимает Минфин.

- Насколько, по-вашему, круг инструментов, в которые позволено вкладывать пенсионные накопления, способен обеспечить эффективность таких инвестиций?

- Думаю, что портфель может быть достаточно доходным и диверсифицированным. Например, рынок корпоративных облигаций достаточно динамично развивается, а кроме внутреннего рынка фонды смогут вкладывать деньги в иностранные активы.