В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: ВЭБ со всем справится


О сроках.

Я попытаюсь объяснить позицию Минфина по заявленной тематике. Начну с того комментария, который только что прозвучал из уст руководителя ПФР Зурабова. Высказываю позицию не только свою, но и Министерства финансов. Я просто убеждена и надеюсь, что правительство России ни в коем случае не допустит нарушения каких бы то ни было сроков, предусмотренных законом об инвестировании пенсионных накоплений. Сроки, которые предусматривает закон 111 ФЗ, будут соблюдены, и они ни в коей мере не являются препятствием для осуществления пенсионной реформы. И 45 дней, которые законодательством РФ предполагаются для проведения всевозможных конкурсов, не являются препятствием.

Реформа уже работает.

С того момента, как было принято решение о пенсионной реформе, а тем более с того момента, как был введен в действие закон о накопительной пенсионной системе, мы живем в абсолютно другой финансовой системе. У нас совершенно другой финансовый рынок, нежели тот, который был до этого. Это финансовый рынок, на который приходят огромные длинные деньги институциональных инвесторов, требующие профессионального с ними обращения и профессиональных институтов и механизмов, которые регулируют это обращение. Поэтому происходит некоторое дополнительное регулирование тех финансовых институтов, которые работают с этими средствами. Пенсионные деньги уже накапливаются в ПФ, и уже совершаются инвестиции в государственные бумаги в рублях и в валюте. Они несколько были обеднены тем, что осуществлялись еще неспециализированными финансовыми институтами, выбранными именно для осуществления пенсионной реформы: ЦБ, который занимается инвестициями в рублевые бумаги, и ВЭБ, который работает с валютными государственными ценными бумагами. Это, что называется, временный механизм инвестирования. Но что показал этот временный механизм? 39 млрд руб. Михаил Юрьевич Зурабов вежливо назвал 20% доходности, которые заработали эти финансовые институты. Но Счетная палата мне вчера принесла свой отчет. Она оценила эти инвестиции и их доходность в значительно более впечатляющих размерах. По целому ряду инвестиций доходность была выше 70%. Вложения в валюте по целому ряду активов показали более 20% в валюте. Доходность эта значительно более эффективна, нежели средневзвешенная доходность по рынку, где работали другие управляющие компании.

Рынок не приспособлен.

Финансовый рынок РФ не приспособлен для пенсионной реформы. Это очевидно. И ему следует приспособиться. Именно поэтому я обратила ваше внимание на то, что все работающие на финансовом рынке должны понять, что этот финансовый рынок претерпевает существенные изменения. Но сегодня он не слишком приспособлен для появления на нем крупных денег институционального инвестора, длинных и большого масштаба.

О прозрачности УК.

Когда компания каждый день раскрывает общественности каждое инвестиционное решение, мне кажется, это из области фантазии. В мире, конечно, не существует такой экзотики, как управляющая компания, которая каждую свою сделку показывает в Интернете. Потому что в этом случае она раздевается до такого состояния, что ее работа становится бессмысленной, и уж лучше тогда возвратиться к распределительной системе. Это будет более эффективным. Все это несерьезно. Серьезной можно назвать ежемесячную доступность информации для общественности. И уже существует законопроект об этом. Есть люди, которые работают и будут работать в занимающемся этим вопросом совете. Для них должны быть доступны результаты инвестирования по итогам месяца. Результаты инвестирования по итогам каждого периода должны быть доступны и для более широкой общественности.

О ВЭБе.

Почему были выбраны Центральный банк и ВЭБ? Потому что это дешево, потому что это надежно и абсолютно доступно для органов государственного регулирования по части проверок. Кроме всего прочего, это не стоит ни пенсионерам, ни государству никаких дополнительных вложений, которые здесь и не требуются. Всего два актива. И оба актива на Россию. Не требуется создавать что-то, что стоит дорого, создание чего отнимает достаточно много времени в абсолютно непонятных целях. Для того чтобы вложить средства в два актива, достаточно одного компьютера в современно оборудованном офисе.

Конечно, с этими функциями вполне в состоянии справиться ВЭБ. Но с ним еще придется государству работать. Придется решать, как организовать доверительное управление и полностью изолировать в соответствии с Гражданским кодексом средства застрахованного лица от всех остальных рисков, которые существуют на ВЭБе. Каким образом в дальнейшем организовывать деятельность Внешэкономбанка? Как будет построена его деятельность применительно к контролю со стороны спецдепозитария, каких брокеров, дилеров, какие банки он привлечет в качестве соисполнителей тех или иных задач пенсионной реформы? Все это будет решаться и решается. И это подробно описано в законе, на который я сегодня много раз ссылалась.

Все в ваших руках.

Я, конечно, прекрасно понимаю, что любому участнику рынка ценных бумаг, как, собственно, и мне, хотелось бы, чтобы на 100% негосударственные, понятные финансовые институты работали с пенсионными накоплениями. И они будут работать. У нас очень структурированная зарплата в стране. Я абсолютно не придерживаюсь точки зрения, что большая часть накоплений будет находиться в государственной управляющей компании, а большая часть населения будет "молчунами". Ничего подобного. Население, может быть, и промолчало бы, но не промолчит работодатель, который, думаю, подскажет работнику тот путь, который он считает правильным. Судя по тому, как быстро подрастают и приводят в соответствие свою нормативную базу негосударственные управляющие компании, они борются за этот рынок. Я предполагаю, что не будет никакого приоритета, подавляющего и глобального приоритета государства по управлению теми средствами, которые пенсионная система будет генерировать. Конечно, если "молчунов" окажется 95% , то получится, что все средства накопительной пенсионной системы придут на рынок государственного долга. Рынок торгуемого государственного долга сегодня составляет около 300 млрд руб. Он действительно вырос весьма существенно с начала года. К концу года мы предполагаем, что он будет 350 - 360 млрд руб. И если туда, не дай бог, выльется сразу 50 млрд руб. , т. е. все, что генерирует накопительная пенсионная система, мы будем иметь существенные проблемы на этом рынке. Ведь его объем не в состоянии будет с реальными ценами обслуживать эти накопления. Но этого не произойдет. Это будет означать, что в нашей экономике по-прежнему преобладает государственный сектор. Поэтому, по всей видимости, этого не произойдет.

Я на 100% убеждена, что негосударственные управляющие компании будут основными игроками того рынка, о котором мы с вами говорим. И поэтому городить безумный огород государственной управляющей компании было бы несколько преждевременно, и дорого, и достаточно рискованно. Есть соответствующий проект закона. Но он в недостаточной мере, на наш взгляд, отвечает на вопрос, что же это за государственная управляющая компания, которая обеспечит интересы застрахованного лица. Каким образом она их обеспечит? Какими средствами она при этом должна обладать?

Думаю, если пенсионная реформа, прежде всего усилиями тех же негосударственных компаний, успешно заработает, то не сегодня-завтра все средства будут в негосударственных управляющих компаниях.