Убойные Канны


КАННЫ - После Озона и ван Сента основные ставки были сделаны на Ларса фон Триера, который уже блистал в Каннах "Танцующей в темноте" ( "Золотая пальма") , да и радикальные "Идиоты", сокрушающие привычные кинематографические каноны, и безупречная картина "Рассекая волны" еще свежи в памяти. А старожилы вспомнят и потрясающий манифест европейского единства фильм "Европа", который украсил программу 1991 г.

Самый "кинематографический" режиссер Ларс фон Триер вечно в движении, его невозможно вычислить. Вот, например, многие апологеты "Догмы", лидером и инициатором которой явился прославленный датский режиссер, бросились претворять манифест учителя с рвением фанатиков. Камера с плеча, живой звук, немонтированные кадры, долой студию, долой постановочность - все эти принципы "Догмы" (1995) были доведены до абсурда. А в это время мастер уже снимал "Танцующую в темноте", где догматические приемы были использованы лишь как одно из средств выразительности. Мир, в котором жила героиня Бьорк, - депрессивная Америка - и требовал такой съемки. Зато для изображения другого мира той же Бьорк - мира ее мечты - фон Триер использует все накатанные голливудские приемы. И вот уже камера возвращается на штатив, появляется цвет, и все поют и танцуют. ..

В "Догвилле", представленном на конкурс этого года, фон Триер сделал новый кульбит. Он отказался от "кинематографического" кино, он разыграл и снял на кинопленку театральный спектакль. Как он потом будет объяснять в интервью, причина в том, что компьютеру теперь подвластно все и любой мальчик может за минуту выдать эффект, для создания которого раньше приходилось напрягать воображение художника или ждать, к примеру, восхода солнца. Теперь машина может все, и режиссер становится каким-то менеджером, ее обслуживающим. Ларсу это кажется несовместимым с предназначением художника, и вот он погружает нас в заведомо антикиношную среду, из которой принципиально изгнан какой-либо экшн.

Все было бы ничего, но три часа! Историю падения и морального разложения милого и невинного провинциального городка с добродушным народцем где-то в заднице мира Ларс рассказывает тщательно и немного злорадно. Действие происходит в Америке, но вообще-то городок мог бы быть в любом уголке земли. Хотя Америка для Ларса весьма принципиальна. Помнится, американские журналисты упрекали режиссера за то, что снял "Танцующую" в американском ландшафте, не побывав там ни разу в жизни. Но это только подстегнуло гордого датчанина. И вот "Догвилль" обретает американские черты, а жители его обнаруживают свою животную сущность. Когда героиня Николь Кидман, беженка, попадает к ним, их лица еще кажутся человеческими, но к финалу они теряют принадлежность к миру людей, ибо, не имеющий базовых ценностей, этот мир распадается на части.

К сожалению, театральное пространство оказалось не совсем убедительным для достижения цели эмоционального сопереживания - у театра все-таки свои законы. Даже такая яркая звезда, как Николь Кидман, не смогла спасти положение. .. Когда на пресс-конференции Ларс фон Триер заявил, что собирается снимать трилогию и "Догвилль" - это только первая часть, а Николь спросили, будет ли она участвовать в остальных фильмах, надо было видеть ее гримасу - правда, это было что-то секундное, а потом на ее лице разлилось беспробудное и беспросветное счастье.

В этом году в Каннах развивается и параллельный фестивальному петербургский сюжет. Здесь идут съемки очередной "Убойной силы". И вот уже наших мобильных ментов можно увидеть то на пляже, то на бульваре Круазетт, а то и на знаменитом красном ковре Фестивального дворца. ..

А под занавес каннского конкурса присутствие России скажется еще сильнее: - покажут "Отца и сына" Александра Сокурова.

О том же, кто получит "Золотую пальмовую ветвь", станет известно поздно вечером в воскресенье, 25 мая.