НАЛОГИ: Не мешайте инвестору


НДС - как много в этом звуке для сердца русского слилось! Для криминальных структур это возможность воровать деньги из бюджета посредством лжеэкспорта, для государственных мужей - существенная строка доходной части того же бюджета, а для реальных инвесторов - головная боль. Почему головная боль? Из-за существования в России особого порядка применения вычетов по этому налогу при проведении инвестором капитального строительства.

Дело в том, что по мере осуществления длительных инвестиций инвестор несет затраты, оплачивая необходимые материалы, работы и оборудование. Право на отнесение НДС к вычету по этим затратам возникает по действующему законодательству лишь с момента постановки на учет завершенного объекта капитального строительства. Что получается? А то, что, с одной стороны, при приобретении, например, кирпичей у поставщика для строительства завода этот поставщик должен будет начислить и заплатить в бюджет НДС с суммы поставки. В то же время у заказчика-инвестора этот НДС в зачет не идет, а накапливается до конца строительства, и лишь затем появляется право на его возмещение. В Европейском союзе, откуда Россия импортировала идею НДС, никакого особого порядка при осуществлении капитального строительства не существует. НДС принимается к возмещению в общем порядке в момент понесения инвестором соответствующих затрат, доказательством чего служит получение счета-фактуры от поставщика. Важным условием является намерение использовать впоследствии инвестируемый объект для деятельности, облагаемой НДС.

Принципы развитой экономики.

Таким образом, в России нарушается один из основных принципов НДС - принцип нейтральности. Суть этого принципа: предприятие является звеном в цепочке НДС и если у продавца в один момент времени возникает НДС к уплате, то у его покупателя должен возникать НДС к зачету в тот же момент времени. Некоторые скажут: "Ну нарушается - и ничего страшного, мало ли у нас нарушается принципов развитой рыночной экономики? " Может быть. Но для инвесторов вопрос не в принципе, а в прямых финансовых потерях. Приведенный ниже расчет показывает, что при осуществлении инвестиций сроком на четыре года потери от неправильного порядка возмещения НДС составят около 6% от всей суммы инвестиций.

У идеи реформы системы применения вычетов по НДС при осуществлении капитального строительства было достаточно оппонентов, прежде всего в фискальных органах. Высказывались самые разные аргументы в пользу действующего порядка, например: "А вдруг инвестор купит оборудование и никогда его не смонтирует? " или "Действующим порядком мы стимулируем строить очень быстро" и т. п. Фактически налогоплательщик столкнулся со знакомой ситуацией: инструментами налогового законодательства представители власти пытаются изменить обычаи делового оборота и законы микроэкономики в "лучшую", на их взгляд, сторону. Но, слава богу, таких "представителей" осталось крайне немного, и сегодня в правительстве почти все понимают важность решения этого вопроса.

Так почему же это не сделать немедленно, раз все прекрасно понимают проблему? Появился новый аргумент. Оказывается, по расчетам Министерства финансов, правильный порядок применения вычетов вызовет существенное (около 50 млрд руб. ) выпадение доходов из бюджета. Во-первых, цифра вызывает сомнение. Во-вторых (и это главное) , никакого выпадения доходов в этом случае не произойдет. Будет лишь перенос во времени момента применения вычета. Эти средства, пусть даже и 50 млрд руб. , в любом случае выпадут, вопрос только во времени: в момент понесения реальных затрат или после завершения строительства всего объекта. Да и термин "выпадение" не совсем корректен, ведь когда у инвестора возникнет НДС к зачету, в тот же момент времени у продавца возникает НДС к начислению. Поэтому такого выпадения, как, например, от понижения ставки какого-либо налога либо введения нового налогового вычета, не случится.

Кроме того, надо отметить, что при действующей системе бюджет фактически является заложником инвестиционной конъюнктуры. Это означает, что может возникнуть ситуация, когда примерно одновременно будут закончены несколько крупных инвестиционных проектов и будет необходимо единовременно возместить из бюджета достаточно крупную сумму НДС, что гораздо менее желательно с точки зрения бюджета, чем поэтапное возмещение НДС.

Дать сигнал.

Часто правительственные мужи говорят о стимулировании инвестиций. В части, касающейся порядка исчисления налога на добавленную стоимость, к сожалению, приходится говорить о необходимости устранения барьеров для инвестиций, а не о стимулировании. "Да ладно вам, бизнесменам, жаловаться, все равно ведь инвестиции идут", - скажут чиновники. Если даже инвестиции идут, экономика устроена так, что любые финансовые потери инвестора в конечном счете включаются в стоимость производимых товаров, что негативно сказывается на их конкурентоспособности и на конкурентоспособности российской экономики в целом.

В ближайший месяц депутаты Государственной думы будут рассматривать налоговые законопроекты, внесенные правительством и рядом депутатов, в том числе касающиеся и налога на добавленную стоимость. Если государство действительно хочет серьезных длительных инвестиций, необходимо дать положительный сигнал инвесторам, реформировав порядок применения вычетов по НДС при капитальном строительстве. Цена вопроса не так велика, а результат будет вполне весомым - будет сделан реальный шаг по устранению барьеров для осуществления инвестиций.

Автор - замруководителя комитета по бюджетной и налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей