НАЛОГИ: Справедливый и нужный


Вопрос об отмене налога с продаж действительно очень серьезный. Давайте посмотрим, кому так невыгоден этот налог. В Москве владельцы крупных сетевых магазинов собирают пресс-конференцию с целью привлечь внимание общественности к группе депутатов Государственной думы, которая выступает за сохранение налога с продаж в 2004 г. А они якобы уже пообещали своим покупателям снизить цену на товары на 5% , в том случае если согласно закону N 148-Ф3 он будет отменен с 1 января 2004 г.

Аргументы за отмену налога с продаж звучат самые абсурдные: якобы какой-то источник в Минфине, пишет одна авторитетная газета, заявляет, что можно сохранить налог с продаж, но это поставит под угрозу индексацию пенсий.

Не вижу никакой взаимосвязи. Во-первых, основным источником выплаты пенсий является совсем другой налог, а именно Единый социальный налог (ЕСН) ; во-вторых, добавка к пенсии (каждый регион определяет ее в индивидуальном порядке - например, в Москве - 500 руб. ) выплачивается именно благодаря поступлениям от налога с продаж, который и хочет отменить правительство с 2004 г. Что еще конкретно предлагает правительство? Реформировать имущественные налоги и снизить ставку НДС до 18%.

Теперь обратимся к здравому смыслу. Надо ли снижать ставку НДС? Надо. Даже более существенно, нежели предлагает Минфин, а именно до 15 - 16%. Это станет стимулом для отечественных товаропроизводителей. Именно НсП, которым, кстати, не облагается группа товаров первой необходимости (хлеб, молоко, детское питание и др. ) , существенным образом не влияет на состояние семейного бюджета основной доли населения страны и тем более малоимущих граждан, поскольку этот налог в первую очередь касается таких товаров, как машины, бытовая техника, элитная мебель и т. д. Поэтому мы себе должны ясно представлять, что именно налог с продаж отвечает принципу социальной справедливости: кто больше потребляет, тот и больше платит. Это первое.

Второе. Реформа по разграничению полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти, разработанная под руководством Дмитрия Козака, требует стабильных финансовых источников, обеспечивающих доходы бюджетов территорий. Налог с продаж и является одним из важнейших таких источников. И именно доходы, получаемые из этого источника, позволяют территориям направлять средства на реализацию мер по социальной защите населения, например на выплату зарплаты учителям и врачам, надбавку к пенсиям и т. д. Доля налога с продаж в общем объеме доходов региональных бюджетов составляет до 10% , а местных бюджетов - до 60%.

Третье. Налог с продаж - это стимул для территориальной власти к развитию сферы услуг. Поэтому существование НсП оправданно и с точки зрения стимулирования данной деятельности, и как источник доходов из бюджетов. Теперь давайте расставим приоритеты: что важнее сегодня - снижать налоговое бремя на сферу услуг или стимулировать сектор реального производства? Конечно, второе. Для развития сферы услуг в последние годы было сделано немало - например, была снижена ставка налога на прибыль с 42% до 24% для кредитных и страховых организаций, были отменены оборотные налоги на содержание жилищно-коммунальной сферы, на пользователей автомобильных дорог. Поэтому сейчас настало время вплотную позаботиться о развитии сектора реального производства. И рассматривать вопрос о необходимости сохранения налога с продаж в контексте именно данной проблемы.

В 2002 г. мною и моими коллегами по Думе, в частности Валерием Драгановым, Валерием Гальченко, Виталием Шубой и другими, был внесен в нижнюю палату парламента законопроект о целесообразности сохранения налога с продаж и одновременного снижения ставки НДС до 16%. На сегодня мы имеем 92 положительных отклика от законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Автор - вице-спикер Госдумы, член фракции ОВР