ОПТИМАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: Новая экономическая теория


Более 100 лет назад цивилизация узнала, что такое электричество. Около 50 лет назад мир узнал, что такое водородная бомба. Несколько недель назад человечество узнало, что снижение налогов никак не влияет на экономический рост. Сделали это знаменательное открытие в Экспертной экономической группе (ЭЭГ) Министерства финансов Российской Федерации, представители которой обнародовали доклад на тему "Экономический анализ налоговой реформы". (Статья научного руководителя ЭЭГ Евсея Гурвича опубликована в "Ведомостях" 16. 06. 2003). Видимо, теперь придется переписывать учебники экономической теории, а то, не дай бог, из старых немодных книг студенты узнают, что основным рычагом эффективной фискальной политики, направленной на экономический рост, является как раз снижение налогов, а не рост государственных расходов.

Доклад ЭЭГ полон расчетов, формул, сравнений с другими странами и интересных тезисов. Рассмотрим ряд тезисов в отношении некоторых налогов, чтобы оценить адекватность общего вывода о нецелесообразности дальнейшего проведения налоговой реформы в России.

Налог на добавленную стоимость.

Авторам "не вполне ясна цель снижения НДС, поскольку подобная мера не столько способствует уменьшению нагрузки на производителей, сколько снимает ее с потребителей". Этот тезис исходит, видимо, из предпосылки, что все средства, получаемые предприятиями (включая НДС) , суть их прибыль и сами предприятия не выступают в роли потребителей. При этом указывается, что ставка НДС в России не выше, чем во многих странах, где действует этот налог. Что касается ставки, то представляется некорректным подход, при котором сравнение проводится с максимальными ставками в некоторых странах Евросоюза. Дело в том, что в Европе многие товары подпадают под действие пониженных ставок, поэтому средняя ставка по ЕС находится в диапазоне 14 - 16%. Ввиду существования особого порядка исчисления НДС в России (обложение НДС авансов, отложенный вычет при капитальном строительстве, задержки по возмещению НДС при экспорте товаров и т. д. ) бремя НДС в реальности несут как раз предприятия. В то же время вполне очевидно, что общее снижение налоговой нагрузки на добавленную стоимость позитивно влияет на экономику, высвобождая дополнительный потребительский и инвестиционный ресурс как у потребителя, так и у производителя.

Единый социальный налог.

Авторы доклада полагают, что дальнейшее радикальное снижение регрессивной шкалы ЕСН, оказывается, "усугубит неоправданные преимущества сырьевого сектора в доходности и еще больше закрепит наблюдаемый в России синдром Ф'голландской болезни''. Авторам, по всей видимости, неизвестно, что доля расходов на оплату труда высока как раз в других секторах экономики, которые требуют опережающего развития для решения проблем "голландской болезни". Например, в секторе информационных технологий. И от высоких ставок ЕСН страдают прежде всего трудоемкие отрасли экономики, а не нефтяной сектор.

Авторы сравнивают ставки ЕСН (или уровень социальных отчислений) с рядом стран ОЭСР и Восточной Европы и делают вывод о том, что ставка ЕСН в России и так ниже ставок в этих странах. ЕСН - налог, который должен уплачиваться за оказание государством конкретных услуг гражданам, как то пенсия, медицинское обеспечение, другие социальные услуги. Поэтому, говоря о ставке, необходимо оценивать ее величину в контексте качества да и количества получаемых услуг. Уровень социальных отчислений в целом по странам ОЭСР, по данным ЭЭГ, примерно равен уровню ЕСН в России. При этом уровень качества социальных услуг в России и странах ОЭСР вряд ли можно считать сопоставимым.

Инвестиционная льгота.

Докладчики отмечают, что "при наличии возможности легкого и безопасного уклонения от уплаты налогов, сопровождаемого нелегальным оттоком капитала, только предоставление инвестиционной льготы может сделать внутренние инвестиции конкурентоспособной альтернативой оттоку капитала". Стоит обратить внимание на то, что неплохо было бы для начала устранить налоговые барьеры для осуществления инвестиций, например, в виде существования особого порядка применения вычетов по НДС при капитальном строительстве. Инвесторы несут прямые финансовые потери в размере около 6% от суммы своих инвестиций из-за наличия особого порядка НДС, который не применяется ни в одной стране Евросоюза, откуда идея НДС был импортирована Россией. В целом именно устранение барьеров для инвестиций гораздо более важно, чем инвестиционная льгота. Такими барьерами являются в том числе неадекватно высокие для России ставки НДС и ЕСН, о чем говорилось выше.

Если говорить о подходе ЭЭГ к изучению вопросов налоговой нагрузки в России, то странными представляются постоянные сравнения нашей страны с рядом стран Евросоюза и Восточной Европы. Почему сравнение не проводится, например, с Чили, так любимой Министерством финансов РФ с точки зрения валютного регулирования. Так, в Чили ставка НДС - 18% , налога на имущество с промышленных активов - 1,4% , налог на прибыль с корпораций - 16%. Следует напомнить, что Россия находится на гораздо более низком уровне экономического развития, чем страны ЕС, и страны Восточной Европы, и даже многие развивающиеся страны. Сравнение со сложной налоговой системой стран развитой рыночной экономики вообще некорректно. Эти страны шли к такой налоговой системе эволюционным путем и сейчас находятся на более высокой ступени экономического развития, чем Россия.

Нам же для достижения высоких темпов экономического роста необходимо задействовать все факторы, в том числе радикальное снижение налоговой нагрузки на экономику. Как раз высокие налоги и способствовали специализации России на мировом рынке в качестве сырьевой страны. Ведь именно сырьевой сектор, где рентабельность высока, способен выдержать такие высокие налоги. Промышленность и сектор высоких технологий требуют серьезных инвестиций, при этом предоставляя гораздо более низкие нормы прибыли в сравнении с сырьевым сектором. При этом в России в машиностроении сегодня налоговая нагрузка составляет более 50% от создаваемой в отрасли добавленной стоимости. Какие уж тут инвестиции и экономический рост!

Культура уплаты налогов.

Кроме того, Россия - страна, где в начале 90-х гг. фактически заново пришлось создавать налоговую систему. Большую часть XX в. в России не существовало налогов в их рыночном понимании. Не существовало, таким образом, и культуры уплаты налогов. Вряд ли можно привить эту культуру, заставив платить налоги по высоким ставкам и непонятным правилам.

К сожалению, ни чиновники Минфина, ни их единомышленники не могут отойти от придуманной ими же догмы: компании, уклоняющиеся от уплаты налогов по высоким ставкам, не будут платить налоги и по низким ставкам. И поэтому-то отвергается сама идея оптимального уровня налогообложения. Эта догма, как и многие тезисы доклада ЭЭГ, представляются не вполне удачной попыткой оправдать пробуксовывание налоговой реформы. Может быть, все-таки стоит продолжить преобразования в налоговой сфере, создав адекватное сегодняшнему уровню развития экономики налоговое бремя, а не заниматься пересмотром основ экономической теории?

Автор - замруководителя Комитета по бюджетной и налоговой политике РСПП