Пурпур на голубом глазу


Роберт Фрипп долго отказывался от поездки в Россию, заявляя, что эта страна не входит в круг его интересов. Наверное, он просто откладывал приятный момент триумфа, ибо такого приема, как в "России", у King Crimson не было в последние лет пять - с тех пор как из группы ушли Тони Левайн и Билл Браффорд, выдающиеся музыканты, во многом повлиявшие на ее легендарный саунд 80-х. На их место три года назад пришли глуховатые мастодонты прогрессив-рока - Пэт Мастелотто и Трэй Ганн. С ними музыка King Crimson последних лет, и без того нечеловечески жесткая, оказалась уже совершенно обезличенной. Таким, в общем, и получился московский концерт, несмотря на высочайший технический уровень ансамбля.

На концерт в "Россию" пришла публика нескольких поколений - много длинноволосых мужчин и значительно меньше дам. Эта публика была бесконечно благодарна Фриппу уже за то, что он приехал, и не склонна была критически его оценивать. Смиренно выслушав серию "ударных номеров" с последнего альбома, практически неразличимых и большинству неизвестных, зрители наконец дождались порции "настоящего" King Crimson: на бис были исполнены Three of a perfect pair, Frame by frame, Elephant talk и Red. Основная претензия публики к концерту заключалась в том, что маэстро попросту не было видно (он сидел на краю сцены, в тени). Однако, учитывая то, что Фрипп играет сидя с самого конца 60-х гг. , эту претензию можно снять. Неприятный осадок оставляли другие вещи. В какой-то момент просто показалось, что российские концерты легендарной группы были рассчитаны на простаков. Так, перед исполнением Three of a perfect pair Адриан Белью вдруг заявил, что он исполняет ее впервые в туре. Однако плей-листы предыдущих концертов говорили об обратном - эту композицию играли чуть ли не везде. Виденные мною два года назад римский и миланский концерты из предыдущего европейского тура также заканчивались бисами Three of a perfect pair, после которых также следовала композиция Frame by frame. Зачем же было уверять местную публику в эксклюзивности происходящего?

Как и в Италии, российская публика мечтала, конечно, о том, что группа исполнит "Шизоида 21-го века" - самую известную композицию первого состава King Crimson. Но Фрипп ее давно и принципиально не играет. Как принципиально сидит практически спиной к залу, принципиально не посещает пресс-конференций, принципиально не старается узнать мнение публики о нынешних работах и пр. Выказывая подобную незаинтересованность к человеческим реакциям, Фрипп, однако же, демонстрирует активный интерес к финансовой стороне дела. Несколько лет во Франции разгорелся скандал в связи с тем, что Роберт Фрипп пытался продавать свои диски на концертах с надбавкой в 20 долларов - за автограф. ..

От этой ребяческой (или старческой) принципиальности эффект от современного King Crimson - концертного или студийного - существенно снижается. В этой связи интересно наблюдать, как работает Белью: на концертах он ведет себя так, будто извиняется за то, что "мы такие" - нелюдимые и пр. Белью - единственное человеческое лицо во всей этой компании - умудряется также приплясывать во время исполнения своих гитарных партий, многие из которых (не видав группы живьем) российские поклонники приписывали самому Фриппу.

В России долго и терпеливо ждали King Crimson, и с точки зрения техничности исполнения, выдержанности общего стиля и идеологии концерты в "России" заслуживают только похвалы. Однако не за техничность в России любят эту группу, а за гармоничное сочетание авангарда и лирики, которое в нынешнем составе группы оказалось слегка задавленным. В Москве, так же как и в Италии, после концерта оставалось грустное чувство непонимания мотиваций поведения Фриппа: если так не нравится играть в King Crimson, зачем же себя заставлять? Европейские обозреватели характеризуют подобное поведение как "садизм Фриппа". Неужели действительно весь этот рок-н-ролл только из вредности и из-за денег?