ИРАК: Чеченская ловушка


В то время как США и Великобритания пытаются установить в Ираке мир и стабильность, все большую тревогу вызывают сообщения об иностранных боевиках, присоединяющихся к силам антиамериканского сопротивления в этой стране. Все чаще оттуда поступают сведения о непосредственных боевых столкновениях американских войск с бойцами из Сирии, Саудовской Аравии, Йемена, Алжира, Ливана и даже из Чечни. Практически ежедневно американцы попадают под огонь снайперов и в засады.

Участие иностранцев в данном военном конфликте заставляет поневоле проводить параллели между нынешними проблемами США в Ираке и второй чеченской войной, которую Россия ведет с 1999 г.

До 1999 г. о событиях в мятежной Чечне говорили в основном как о локальном конфликте. Еще со времен первой чеченской войны, т. е. с 1996 г. , в эту северокавказскую республику из-за рубежа попадали боевики-иностранцы, однако и полевые командиры, и рядовые бойцы повстанческих сил были в подавляющем большинстве местными жителями. В частности, и лидер первого чеченского мятежа, Джохар Дудаев, был коренным чеченцем, ранее служившим в Cоветской армии.

В ходе второй чеченской войны российские войска пытались подавить мятежников, используя тактику выжженной земли. Россия заявляла о своем намерении восстановить Чечню и наладить там приемлемые социальные условия, однако при этом широкую огласку получила безжалостная жестокость, проявленная российскими силовиками. Разрушение Грозного в 2000 г. , массовые нарушения прав человека российскими военными, а также угроза президента Владимира Путина, обещавшего "мочить противника в сортире", - все это стало широко известно в мусульманском мире.

В результате мы наблюдаем две тенденции. Первая - рост числа иностранных боевиков, так называемых моджахеддинов, приезжающих в Чечню для борьбы с российскими угнетателями. Эти боевики прибывают не только из мусульманских стран - среди схваченных мятежников есть выходцы из Литвы и других стран Центральной и Восточной Европы. Один из виднейших чеченских командиров, Хаттаб, родом из Саудовской Аравии.

Вторая тенденция связана с радикализацией ислама в Чечне. До 1999 г. чеченские женщины редко закрывали лицо хиджабом, а о террористах-смертниках c видеозаписями моджахедов, цитирующих Коран, никто здесь не знал. Теперь же Чечня стала во многих частях мусульманского мира весьма значимым символом.

При этом для иностранцев, сражающихся в Чечне, независимость этой республики является не главной целью - гораздо в большей мере ими движет идея распространения исламского фундаментализма.

Между чеченским конфликтом и американской оккупацией Ирака много различий. Прежде всего англо-американские коалиционные силы в Ираке стремятся минимизировать потери среди гражданского населения. Отсюда не поступают сообщения о массовых случаях грабежа и насилия, подобных тем, что были зафиксированы в Чечне наблюдателями из организации Human Rights Watch. В Ираке оккупационная власть не пытается запугать гражданское население с помощью систематических зачисток вроде тех, что практикуют российские военные. Кроме того, отметим, что коалиция в Ираке прилагает огромные усилия для того, чтобы обеспечить местное население водой, пищей, медикаментами и кровом.

Однако между двумя конфликтами есть и сходство. В частности, это касается роли, которую играют и здесь и там иностранные боевики. В обоих случаях цель боевиков - заставить оккупационные войска заплатить как можно более тяжкую дань в виде людских потерь. Оказываемое на оккупантов давление, по замыслу боевиков, должно принудить их отступить, уйти. В обоих случаях попытки перекрыть границы и пресечь приток боевиков извне оказываются неэффективными. Россия оказывает огромное давление на Грузию, добиваясь от соседа ужесточения пограничного контроля, но, несмотря на меры, принятые Тбилиси, в том числе и при содействии США, Панкисское ущелье до сих пор остается для повстанцев важным подспорьем.

Контроль за границами, отделяющими Ирак от Сирии и Ирана, также весьма ограничен. Американские военные сумели сократить число переходов через эти границы, но в районах, где американцы немногочисленны, прибывающие из-за рубежа боевики пополняют ряды сторонников Саддама Хусейна.

В Ираке, как и в Чечне, иностранные боевики наиболее успешно действуют в районах, где их поддерживает местное население. И здесь США имеют некоторый шанс избежать повторения российского негативного опыта. Как известно, российские власти пообещали, что по окончании военных действий в Чечне будет проведена программа восстановления, подкрепленная инвестициями в развитие инфраструктуры и социальных служб. Однако уровень жизни в республике становится все ниже и ниже. В результате с российскими властями у чеченского населения ассоциируется только образ оккупантов, а вовсе не освободителей или благодетелей.

У Америки все еще остается возможность убедить иракцев в том, что сформированная коалицией администрация принесет Ираку благо. Но для этого необходимо во что бы то ни стало удовлетворить основные потребности местного населения в воде, продовольствии, жилье и медицинских услугах, а также уважать национальные традиции и культуру. Если этого не будет, коалиция потеряет симпатии жителей Ирака и надолго увязнет в проблемах этой страны. В этом вопросе масло станет не менее важным фактором, чем пушки. (FT, 29. 06. 2003, перевел Александр Силонов. ).

Автор - юрист, руководивший в администрации Билла Клинтона отделом взаимоотношений с Россией и евразийскими странами