МАЛЫЙ БИЗНЕС: Как победить бедность


Амбициозные задачи по созданию конкурентоспособной экономики, удвоению ВВП и борьбе с бедностью могут оказаться как реалистичными, так и утопичными. Это зависит от готовности власти решить очень важную задачу - провести в стране малую приватизацию.

Крупный бизнес как класс появился в нашей стране путем фактического наделения части предпринимателей крупной собственностью - средств на ее приобретение по реальной цене у них и близко не было. Авторы приватизации говорили: мы решали проблему быстрого разгосударствления собственности, обеспечения необратимости реформ и невозможности реставрации коммунистической системы. Но независимо от того, какие проблемы они решали, факт остается фактом: крупный бизнес на старте получил огромные конкурентные преимущества и успешно использовал их все последующие годы.

По-видимому, предполагалось, что обширный класс мелких предпринимателей-собственников каким-то образом в массовом порядке с нуля вырастет сам, опираясь исключительно на собственные силы. Но за все эти годы никто на государственном уровне так и не позаботился о том, чтобы создать для этого хоть какие-нибудь реальные предпосылки. Наоборот, среда существования малого и среднего бизнеса, о необходимости развития которого регулярно заявляла власть, с каждым годом только ухудшалась. Прорываться удавалось единицам, и эти исключения только подтверждали правило. Фактически все эти годы малому и среднему бизнесу предлагалось участвовать в конкурентной борьбе на все более насыщающемся рынке с несоизмеримо более сильным соперником и при далеко не беспристрастном судействе.

Исторический опыт показывает, что только там интенсивно развивалась экономика и отступала бедность, где активно и легально развивался малый и средний бизнес. Однако, лишенный доступа к средствам производства, в нашей стране он не имеет каких-либо серьезных перспектив на будущее.

Очевидно, что без принятия самых серьезных мер со стороны государства для выравнивания этого дисбаланса все планы по созданию конкурентоспособной экономики совершенно утопичны. Это также относится и к удвоению ВВП, и тем более к борьбе с бедностью - неспособность нашей власти решать социальные проблемы давно стала очевидной.

Тем не менее все эти планы вполне могут стать реалистичными, если предоставить малым предпринимателям доступ к средствам производства. А сделать это можно, только проведя тщательно продуманную малую приватизацию - причем по рыночным, а не по заниженным ценам, - обеспечивающую попадание этой собственности в руки реальных предпринимателей-созидателей, а не посредников и спекулянтов.

После первой волны приватизации в собственности государства все еще оставалось около 60% нежилого фонда. Это государственные и муниципальные предприятия, бывшие объекты ВПК и НИИ - многие из них перестали существовать или занимают очень небольшую часть прежних площадей. Эти нежилые помещения находятся в государственном или муниципальном управлении, причем весьма неэффективном для государства, но достаточно прибыльном для тех, кто осуществляет управление, т. е. сдачу этих площадей в аренду коммерческим структурам.

Малая приватизация позволит не только расстаться с этим имуществом по рыночным ценам, сняв затраты по содержанию и управлению этим нежилым фондом, но и одновременно решить несколько важнейших задач.

Во-первых, это даст мощный стимул к развитию бизнеса и росту инвестируемых в него средств. Сейчас большинство малых и средних предпринимателей ведут свой бизнес на птичьих правах - на краткосрочных договорах аренды и субаренды. Потеря помещения зачастую означает для них и потерю бизнеса, причем со всеми произведенными в него инвестициями.

Во-вторых, это позволит вовлечь в хозяйственный оборот массу объектов государственного и муниципального имущества, пригодного для использования в предпринимательских целях. На сегодняшний день эта собственность фактически находится в распоряжении чиновников, которые стригут с нее купоны. Повсеместная приватизация не только даст большие доходы в бюджеты, но и серьезно повысит капитализацию экономики, превратив эту собственность в активы предприятий.

Кроме того, бизнес, не будучи более бесприютным, станет товаром, который можно будет продавать и покупать. Он обретет стоимость, которую можно будет повышать, совершенствуя технологии его ведения, приглашая инвесторов, выпуская ценные бумаги. Это поможет вовлекать в хозяйственный оборот личные накопления граждан.

Возможность выкупа большого количества объектов создаст высокий спрос на банковские кредиты, причем надежно обеспеченные залогом самих выкупаемых объектов. Это значительно оживит рынок банковских услуг, особенно для средних банков. Необходимость выплачивать кредиты и привлекать инвестиции будет способствовать выводу из теневого оборота значительной части бизнеса.

Появление широкого класса мелких собственников позволит обуздать бюрократический произвол и в значительной мере коррупцию, сделав предпринимателей менее зависимыми от чиновников. Сейчас права мелких предпринимателей ущемлены правами бюрократии, и она стоит на страже своих интересов, постоянно заигрывая с крупным бизнесом.

Наша экономика недокапитализирована, так как наши активы недооценены, не вовлечены в хозяйственный оборот, это мертвый капитал. Этот капитал омертвлен властью чиновников над огромной собственностью государства, крайне неэффективно управляемой (с точки зрения государства, а не с точки зрения доходов чиновников). Ситуация, весьма характерная для развивающихся и посткоммунистических стран, и мы будем оставаться в этом ряду, если не приложим серьезных усилий для ее преодоления.

Иначе будет нарастать напряженность в обществе, обусловленная отсутствием всяких перспектив для большинства предприимчивых граждан. Политические последствия такой ситуации крайне опасны и по большому счету невыгодны ни крупным монополистам, ни тем, кто на пару с бюрократией занимается захватом и переделом собственности. Они могут оказаться погребенными под своим богатством. Стабильность в обществе, экономическое процветание и возможности для личной самореализации неразрывно связаны с готовностью нашей страны начать движение от капитализма в виде закрытого клуба для избранных к капитализму как основе массовой культуры.

Автор - руководитель Экспертно-аналитического центра "ОПОРы России"