КВОРУМ: Съезд антикризисных борцов


"Форум "Проблемные активы", организованный государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (АРКО) при участии газеты "Ведомости", вызвал очень большой интерес. На него собрались более 250 банкиров, представителей регулирующих органов, аудиторов и консультантов из более чем 40 стран мира. Участники рассказали о своем опыте работы с просроченными, невозвращаемыми и другими проблемными долгами.

Вечная тема.

На первый взгляд может показаться, что тема невозвращаемых долгов уже несколько неактуальна. Однако практически полный зал гостей и участников из разных стран мира оказался красноречивым свидетельством большого интереса к этой проблеме.

На конференцию, которая проходила 19 - 20 июня в гостинице "Рэдиссон-Славянская", собрались около 250 участников. Приехали выступать представители корпораций по управлению активами из США, Южной Кореи, Китая, Чехии и других стран. Выступили с докладами профильные специалисты из компаний "большой четверки". И даже директор ЕБРР, руководитель управления корпоративной реструктуризации Оливер Грин почтил конференцию своим присутствием. Из российских официальных лиц были первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев, первый заместитель председателя ЦБ Андрей Козлов и др. В конференции участвовали и топ-менеджеры крупных российских и западных банков и компаний.

Антикризисная подготовка.

Наиболее актуальную для России тему определили наши государственные деятели и руководитель банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников. Их четыре выступления дополняли друг друга. Так что для краткости слова этих выступавших можно суммировать следующим образом. В банковском секторе могут возникнуть и уже возникают угрозы нового системного кризиса. Скорее всего это будет кризис плохих кредитов. Для того чтобы избежать опасности, следует заранее создать и отработать механизмы, позволяющие банкам и компаниям выходить из сложных финансовых ситуаций. Что касается государственных мер, то Улюкаев и Козлов заявили, что АРКО теперь станет постоянно действующей структурой, занимающейся финансовым оздоровлением неблагополучных банков, и общественным ликвидатором несостоятельных кредитных организаций.

Иностранные технологии.

Другой важной темой форума стали конкретные технологии работы с проблемными активами. И тут пальму первенства нужно отдать иностранцам-консультантам. Особенно стоит отметить доклады ведущего партнера PricewaterhouseCoopers Дэвида Эдмондса и главного консультанта по вопросам корпоративной реструктуризации Deloitte & Touche Tomatsu Хью Диксона. В своем докладе Эдмондс рассмотрел конкретные примеры работы с проблемными активами в странах Азии и Европы, сравнив их также и с российской практикой. Он описал программы по реформированию процесса банкротства, технологии структурирования сделок, технологии распределения прибыли и учета рисков. Особенно интересным был рассказ о технологиях создания совместных предприятий, которые используются в некоторых странах для реструктуризации капитала неблагополучных компаний. Хью Диксон как бы продолжил речь Эдмондса и также предложил использовать специальные совместные предприятия для решения подобных проблем. По его мнению, это могло бы стать "действенным средством в устранении несоответствия между уровнем возврата неработающих активов, приемлемым для заинтересованных сторон, и уровнем средств, возвращаемых посредством продажи долгов на открытом рынке или реструктуризации компании собственными силами".

И опыт, сын ошибок трудных.

Еще одной важной темой выступлений стал опыт государственных корпораций по управлению активами. Например, председатель и главный исполнительный директор корейской корпорации Korea Asset Management Corporation (KAMCO) Вон-Юн Йон рассказал о том, как недавний корейский финансовый кризис был остановлен на начальной стадии благодаря тому, что государство оперативно инициировало создание рынка неработающих активов.

Президент и главный исполнительный директор китайской корпорации Huarong Ян Кай Шен поделился опытом по реализации проблемных кредитов на открытом рынке при помощи специалистов из Ernst & Young. Кроме того, иллюстрируя выступления Эдмондса и Диксона, Ян Кай Шен рассказал о том, что китайское правительство вместе с Morgan Stanley и Goldman Sachs создало для работы с проблемными активами два совместных предприятия.

Выступил и Клод Роллин, советник заместителя председателя американской Федеральной корпорации страхования депозитов (FDIC). Он рассказал о кризисе, в котором банковская система США оказалась в конце 1980-х - начале 1990-х гг. , когда потерпели крах более 1500 банков и 1100 сберегательных учреждений. Он поведал и о мерах, принимаемых американскими банками для раннего выявления проблемных кредитов и решения связанных с ними проблем, а также описал нынешнюю, нужно сказать, по сравнению с Россией не внушающую беспокойства ситуацию на финансовом рынке США.

Конечно же, о своем опыте преодоления последствий кризиса 1998 г. рассказали и представители АРКО.

Остальные выступления.

Необходимо упомянуть выступление первого вице-президента банка "Глобэкс" Сергея Филиппова. Этот банк открыл для себя новый вид бизнеса - участие "в реструктуризационных мероприятиях по тем или иным объектам народнохозяйственного комплекса". За последние полтора года банк принял участие в реструктуризации ОАО "Новинский бульвар, 31" и московской агропромышленной фирмы "Вороново". По мнению Филиппова, в нынешней ситуации, когда банковские учреждения не имеют возможности получать достаточно высокие доходы на классических операциях, такие нетрадиционные для банковской сферы услуги могут послужить, в конце концов, серьезным источником дохода. Хочется отметить и выступление директора ЕБРР Оливера Грина. Основную мысль, которую Грин хотел донести до слушателей, он выразил в первых же словах своей речи: "Некоторые считают, что мы благотворительная организация, но надо понять, что мы не благотворительная организация".

На форуме выступило около 40 человек. Во второй день форума параллельно действовали две секции, на которых речь также шла о юридических аспектах работы с проблемными активами, о работе с проблемными долгами физических лиц, об организации аукционов проблемных активов и максимизации их стоимости, о расследовании сомнительных сделок при работе с проблемными активами.

Итоги.

Cложно давать общие рекомендации по работе с проблемными активами во всем мире. Каждый кризис имеет свою специфику и требует особого подхода. Какие-то технологии универсальны, а какие-то нет. Но тем не менее, суммируя все сказанное на форуме применительно к российской экономике, можно сделать следующие выводы.

На российском финансовом рынке пока все хорошо. И даже уменьшение прибыльности банковского бизнеса - это лишь признак того, что рынок становится более цивилизованным. Но в этой ситуации все большее значение для банков приобретают кредиты. Российские банки снижают кредитные ставки до уровня, принятого в развитых странах. Это способствует развитию промышленности, технологий, сферы услуг. Однако в цивилизованных странах с развитой экономикой среди организаций, берущих банковские кредиты, неустойчивых компаний, компаний с непродуманным, непросчитанным бизнесом и нестабильных рынков гораздо меньше, чем в нашей стране. Поэтому невозвращенных и неоплаченных кредитов в Европе и США так мало. В России же кредитный бум только начинается. И никто точно не знает, какое количество кредитов окажется невозвращенным. Кто поручится, что большой процент компаний-заемщиков выживут и смогут вернуть долги? Бурное развитие кредитного бизнеса при нестабильности в других областях экономики несет в себе угрозу для банков. Нужно оговориться, что все вышесказанное суммирует мнения лишь выступавших на форуме специалистов и государственных чиновников.

Некоторые банкиры не согласны с тем, что кредитный кризис неизбежен. "Давайте не говорить таких страшных слов, как "кризис". Таких предпосылок нет, - говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. - Нужно ЦБ и регуляторам подумать о том, чтобы российские банки были чуть более "демпированы" с точки зрения наличия ресурсов, снижения себестоимости продуктов. Чтобы нас не загоняли в условия, когда какое-то небольшое колебание рынка сильно по нам ударит и вызовет цепную реакцию". По словам Тосуняна, проблемные активы - это не однозначно плохие активы. Просто существуют проблемы в связи с несостыковкой коротких и длинных ресурсов банков. Сегодня у банков есть ресурсы, но короткие. Однако сидеть на них банки не могут. Это нанесет им ущерб. Короткие деньги вкладываются в активы. И если конъюнктура рынка изменится, эти активы могут стать проблемными для многих банков. Инструмент, который здесь может помочь, - рефинансирование. "Этот демпинг необходим, чтобы снять возникающие проблемы, - говорит Тосунян. - Искусство контролирующих органов в том, чтобы использовать множество инструментов, а не ограничиваться лишь двумя надзорными кувалдами, одной эмиссионной машиной и действиями на валютном рынке". Мнение Тосуняна парирует директор департамента банковского аудита компании "ФБК" Алексей Терехов. "С проблемой управления неработающими кредитами банки наверняка столкнутся со следующего года", - считает он.

По мнению большинства выступавших на конференции, главным инструментом предупреждения кризиса может быть заранее созданный и постоянно действующий рынок проблемных активов. В России такой рынок возник на волне кризиса 1998 г. , но исчез после того, как большинство долговых обязательств было выполнено. Это пока что единственная эффективная мера предупреждения финансовых кризисов, что доказывает опыт Южной Кореи, США и других стран. Если в России постоянно будет существовать подобный рынок, долги смогут стать таким же товаром, как и сами кредиты. А значит, кризисные явления в банках и компаниях будут решаться в рабочем порядке. Не вернул заемщик кредит, банк его продает заинтересованной компании, которая находит способ извлечь из этого выгоду.

Россия на фоне других переживших финансовые кризисы стран выглядит весьма достойно. Как было подчеркнуто в одном из выступлений, государства тратят на посткризисную стабилизацию от 10% до 50% от годового ВВП. Россия же умудрилась добиться стабилизации, использовав лишь 2% от ВВП. А на работу с проблемными банками было потрачено лишь 0,12% ВВП.

Не все было сказано.

К сожалению, на форуме были затронуты далеко не все важные для российских финансистов вопросы. По мнению Алексея Терехова из ФБК, государственные чиновники и представители АРКО так и не назвали никаких новых рыночных инструментов, которые бы позволили управлять проблемными активами. Не было ничего сказано ни о системе рефинансирования, ни о системе секьюритизации.

В перерывах между докладами гости конференции говорили также о сложностях с законным списанием проблемных кредитов. "Практика, которая сложилась со списанием проблемных кредитов, всегда находится в плоскости налогообложения, - говорит Терехов. - Ведь чем больше у банка документов о том, что кредит вернуть невозможно, тем больше оснований списать его на расходы. Банк России и налоговые органы в этом случае начинают требовать от банка справки о выполнении всех процедур, позволяющих вернуть кредит. Складывается впечатление, что нужно доказывать сам факт выдачи кредита и то, что в этом нет никаких злоупотреблений. Но где такую справку взять? Получается, что банк должен тратить неимоверные усилия на поиски всевозможных справок. В результате накапливаются убытки".

По мнению Терехова, печально и то, что участники форума не услышали, каковы убытки в кредитных портфелях банков. "Андрей Козлов сообщил, что резервы для покрытия проблем с кредитами достигают 2% , - говорит Терехов. - Но этого же для сегодняшних портфелей явно недостаточно. И никто об этом ничего на форуме не сказал".