ОСНОВНОЙ ВОПРОС: Кризис выдержим, но опасность есть


Степень удовлетворения - 8%.

Весь ход становления и развития банковской деятельности в России показывает, что качество активов является основным риском, который несут банки. Последние данные показывают, что ситуация в банковском секторе РФ характеризуется внешним улучшением качества активов. По оценкам банков по состоянию на 1. 04. 2003, только 1,9% ссуд (от общего объема кредитов, предоставленных предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам) являются просроченными и 3,9% ссуд отнесены к безнадежным. При этом, как свидетельствуют оценки, проведенные при помощи инструментария стресс-тестирования, ядро российского банковского сектора способно, понеся финансовые потери, выдержать негативное макроэкономическое воздействие, аналогичное кризису 1998 г.

Кроме того, опыт работы показывает, что именно накопление проблемных активов является основной причиной банкротства банков, а трудности их реализации ведут к низкой степени удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации кредитных организаций. Приведу немного статистики.

По кредитным организациям, исключенным из Книги государственной регистрации в период с 1 апреля 2001 г. по 1 апреля 2003 г. (в общей сложности 374 банка) , балансовая стоимость имущества на дату отзыва лицензии составляла 104,8 млрд руб. В ходе ликвидационных процедур было взыскано (реализовано) имущества на сумму 7,7 млрд руб. , что составляет лишь 7% от балансовой стоимости имущества на дату отзыва лицензии.

Итоги работы с проблемными активами характеризуются следующим:

- ценные бумаги и учтенные векселя - из 15 млрд руб. взыскано 449 млн руб. (3% );

- кредиты, выданные предприятиям и организациям - из 46,5 млрд руб. взыскано 4,6 млрд руб. (10% );

- кредиты, выданные физическим лицам - из 486,7 млн руб. взыскано 87 млн руб. (18% );

- кредиты, выданные кредитным организациям, и средства на корреспондентских счетах в банках-корреспондентах - из 9 млрд руб. взыскано 323 млн руб. (3% );

- просроченные проценты по предоставленным кредитам - из 5 млрд руб. взыскано 216 млн руб. (4% );

- прочие активы - из 24 млрд руб. взыскано 680 млн руб. (6% ).

В результате по состоянию на 1. 04. 2003 общая степень удовлетворения признанных требований кредиторов составила 8% (благодаря установленному законодательством приоритету вкладчикам было выплачено 78% от признанных требований). Причин такого положения дел несколько.

Законодательство бессильно.

Без применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) оценка стоимости активов в банковской отчетности не в полной мере адекватна реальности, что в конечном итоге выясняется, когда к делу приступает ликвидатор или конкурсный управляющий. Ситуация дополнительно отягощается тем, что во многих случаях должниками банка, у которого отозвана лицензия, оказываются юридические лица с пустыми балансами или организации, испытывающие финансовые сложности. Случаи, когда ликвидаторам или конкурсным управляющим удается добиться расторжения через суд сделок, заключенных прежним руководством и нанесших ущерб банку, крайне редки. Проблема состоит в том, что общегражданское законодательство во многих случаях оказывается бессильно, когда приходится сталкиваться с квалификацией сделок, которые наносят ущерб банкам, как притворных или ничтожных.

Ситуация осложняется недобросовестностью отдельных конкурсных управляющих. К сожалению, в рамки нашего законодательства нередко вписываются сделки, результатом которых становится реализация активов по нерыночным ценам. Сложно установить ответственность лиц, осуществляющих ликвидацию, за затягивание обращения в суд с исками с целью пропуска сроков исковой давности и за многие другие не совсем добросовестные методы работы с активами.

Вместе с тем было бы неправильно объяснять низкие результаты работы с активами банков в ходе ликвидации одной только недобросовестностью бывших руководителей банков или ликвидаторов. Эффективная работа с проблемными активами может вестись только при наличии достаточного количества рыночных агентов, которые инвестировали бы средства как в улучшение качества активов, так и в торговлю ими. Такого рода инвесторы есть, но их еще очень мало, да и высокая рисковость вложений в этот бизнес предполагает то, что инвесторы реально участвуют только в проектах с высокой рентабельностью. В конечном итоге России нужен профессиональный сегмент коммерсантов, ведущих легальный бизнес в сфере работы с проблемными активами.

По нашему мнению, без изменения ситуации в сфере взыскания проблемных активов банков добиться восстановления доверия к банковскому сектору будет крайне сложно. Речь должна идти о реализации комплекса мер, направленных на повышение качества активов банков и включающих в себя:

- во-первых, укрепление банковского надзора, в том числе обеспечение адекватной оценки качества активов в отчетности банков и повышение ее открытости для заинтересованных пользователей на основе введения МСФО;

- во-вторых, изменение процедур банкротства кредитных организаций, направленных на повышение качества работы с активами в интересах кредиторов, путем создания института корпоративного ликвидатора и возложение этих функций на государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организаций»;

- в-третьих, изменение институциональной среды работы с проблемными активами, включая создание фирм, инвестирующих средства в повышение качества активов, а также кредитных бюро.

Актуальные задачи.

Разрешите сосредоточиться на конкретных аспектах работы по каждому из трех направлений.

Первое. Мы считаем, что сейчас наиболее актуальная задача - предотвращение инвестиций банков в активы плохого качества и создание механизмов их своевременного выявления. В ближайшее время Банк России примет меры по созданию нормативной базы, основанной на представлении финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Наиболее важные в этом плане инструкции - о порядке оценки активов и формирования провизий - в настоящее время обсуждаются с банкирами.

Уже сейчас в центре нашего внимания качество банковских капиталов. Изучение ситуации во многих банках показывает, что активы сомнительного качества возникают во многих случаях при оплате ими уставных капиталов. Мы намерены вести предметную и серьезную работу с каждым из таких банков, руководителями, участниками. Мы готовы дать банку шанс исправиться, но для наиболее недобросовестных существуют административные рычаги воздействия, включая отзыв лицензии. Уже в этом месяце Комитет банковского надзора Банка России рассмотрит первые случаи использования ненадлежащих активов для оплаты уставного капитала.

Вместе с тем необходимо отчетливо осознавать, что, какими бы совершенными ни были инструменты надзорного реагирования Банка России, залог финансового здоровья банка - это добросовестность и профессионализм его руководителей и владельцев. К сожалению, наиболее распространенная причина банкротств банков в РФ в последние годы - это операции по ухудшению качества активов банков в интересах отдельных их руководителей и владельцев. В этой связи гарантия низкой вероятности возникновения новых проблем - это добросовестная деловая репутация руководителей и участников, отсутствие заинтересованности в решении своих проблем за счет кредиторов банка. Поэтому крен надзора в сторону оценки качества корпоративного управления - это объективная потребность.

Второе направление работы - это совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. Главные пути решения имеющихся проблем видятся в замене частных лиц, занимающихся банкротством банков в целях извлечения прибыли, на государственную корпорацию "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", являющуюся некоммерческой организацией, а также повышение транспарентности ликвидационных процедур.

Для решения этих задач в декабре прошлого года Государственной думой Российской Федерации был принят в первом чтении законопроект о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Данный законопроект позволит в полной мере решить актуальные проблемы защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков при проведении процедур банкротства, а также устранить коллизии норм законодательства, возникшие после вступления в силу Федерального закона от 26. 10. 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) ". Банк России принимает участие в рабочей группе, созданной в комитете Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам. На заседании комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам от 21. 04. 2003 рекомендован к принятию во втором чтении пакет поправок в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Проект федерального закона предлагает принципиально изменить подходы к конкурсному управлению в кредитных организациях. Данная сфера деятельности из области частного предпринимательства переводится практически полностью в публично-правовую сферу, так как основным ликвидатором кредитных организаций с отозванной лицензией будет государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций".

Предусмотренные законопроектом процедуры несостоятельности банков призваны снять конфликт интересов между конкурсным управляющим и кредиторами в процессе конкурсного производства, поскольку государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" функционирует как институт и не имеет целью извлечение прибыли.

Предусмотренная банковским законодательством обязательность ликвидации под контролем государственной корпорации будет стимулировать рыночную дисциплину в финансово-банковской сфере.

Реализация заложенной в законопроект концепции полностью соответствует международному опыту регулирования банкротства, убедительно доказывающему необходимость специфических процедур банкротства кредитных организаций. Возложение ответственности за проведение банкротств на Агентство важно также и с социальной точки зрения в качестве меры дополнительного контроля и ответственности государства за защиту интересов частных вкладчиков, разместивших вклады в банках. В этой связи сужение сферы частного бизнеса при осуществлении банкротства, перевод банкротств банков, привлекавших вклады населения, в публично-правовую сферу представляется обоснованным.

В настоящее время дискуссии о необходимости и возможности возложения на государственную корпорацию "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" функций корпоративного ликвидатора продолжаются. Оппоненты этой идеи говорят о возможном конфликте интересов при осуществлении Агентством функций конкурсного управляющего, о низкой эффективности деятельности государства как рыночного агента. Мы не разделяем данные опасения. Банкротство кредитной организации изначально не может рассматриваться как бизнес. Его целью должна стать максимизация удовлетворения требований кредиторов. Поэтому конфликт интересов частного конкурсного управляющего между целями извлечения прибыли и удовлетворения требований кредиторов во многом более материален и существенен, чем потенциальные проблемы, связанные с деятельностью государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций". Мы считаем, что выбор должен быть сделан в интересах кредиторов.

Напомню, что частный бизнес в 2001 - 2003 гг. сумел взыскать в конкурсную массу банков 7% активов. Эта цифра говорит о том, что привлечение частного бизнеса к банкротству банков уже сейчас ведет к тому, что основная часть активов реализуется, минуя конкурсную массу, в интересах конкурсных управляющих и узких групп кредиторов.

Наконец, последняя тема - активизация рыночных институтов выявления и работы с проблемными активами. Де-факто рынок работы с проблемными активами существует в России и сейчас. Проблема состоит в том, что должниками банков во многих случаях являются вполне респектабельные заемщики. Банкротство банков-кредиторов для них - это шанс сократить долг, который при нетранспарентности процедур продажи активов во многих случаях совпадает с коммерческими интересами нынешних конкурсных управляющих.

Задача выведения рынка работы с проблемными активами из тени и привлечения серьезных инвесторов стоит на повестке дня. В этой связи предусмотренная поправками в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" возможность прихода на этот рынок такого института, как государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций", может быть в определенной степени катализатором намерений инвесторов. Не менее важно и изучение международного опыта организации бизнеса с проблемными активами.