"Бабуся" получает приз


КАРЛОВЫ ВАРЫ - В Карловых Варах прошел очередной, 38-й по счету международный кинофестиваль, который, как любой престижный фестиваль класса А, не только отражает, но и формирует кинопроцесс. И дело не в одной лишь призовой политике (хотя уже появились режиссеры, которые снимают фильмы к Каннам, Венеции, Берлину и т. д. ) , но и в политике отбора и в самой структуре фестивалей.

Так, например, в Берлине в этом году была довольно бессмысленная программа, посвященная русскому современному кино. Она частично пересекалась с традиционными рубриками фестиваля (фильм Бахтияра Худойназарова "Шик" был показан в "Панораме") , частично представляла самостоятельную линию. Так вот эта линия по отбору фильмов была чрезвычайно тенденциозной и всю тематику нашего отечественного кинематографа на сегодняшний день свела к чеченско-бандитской. Один показ "Бригады" чего стоит. А потом политики удивляются, почему в Совете Европы конденсируются настроения подозрительности и настороженности к современной России. Посмотрите между тем, как мы представлены на берлинском кинофоруме, который сегодня вовсе не отказался от своего статуса культурного бастиона. Иногда создается ощущение, что наши кинематографисты, кроме Чечни и бандитов, других тем просто не знают, Разумеется, это не так. Но культурная политика создает общественное мнение. ..

В отличие от Берлина Карловы Вары формируют совершенно иной взгляд на Россию, и в первую очередь это связано с политикой отбора картин для всех фестивальных рубрик. От конкурса до программы "Горизонты", в которую включаются последние фильмы - победители престижных международных конкурсов, от соревнования документальных фильмов до примечательной своей геополитической подоплекой рубрики "Восток - Запад". Долго игнорировавшее наших соотечественников жюри конкурса в этот раз отметило режиссера Лидию Боброву за фильм "Бабуся" вторым по значению фестивальным призом, а уже удостоенный специального приза жюри на последнем ММКФ фильм дебютантов Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского "Коктебель" получил в Карловых Варах престижную награду Американского фонда поддержки кино. Включенный в программу "Восток - Запад" "Коктебель" - история про неудачника-отца и его 11-летнего сына, которые решили рвануть через всю Россию к дальней родственнице в Коктебель. И хотя фильм невероятно затянут, "дорожное кино" в целом получилось, и молодых режиссеров можно поздравить с удачным дебютом, а отборщиков фестиваля - с правильным выбором.

Однако фестиваль интересен не только окном на Восток, но и форточкой на Запад. И тут, конечно, в центре оказывается не конкурс, которому, как и московскому, еще не хватает медиа- ресурса, чтобы заинтересовать продюсеров и режиссеров, чьи фамилии стали брэндами. Конкурс Карловых Вар, как и Москвы, скорее может привлечь внимание острыми темами, на которых фокусируются художники. Скажем, про злодеяния в женском католическом монастыре мы уже знаем по "Сестрам Магдалены" ( "Золотой лев" Венеции-2002) , а вот про безобразия в мужской католической ирландской школе узнаем впервые благодаря режиссеру Эйслингу Уэлшу и его "Песне для бедного мальчика". В фильме рассказывается история про прогрессивного учителя, который боролся с режимом Франко в Испании, но после поражения вернулся в родную Ирландию и стал сражаться за право бедных мальчиков из неблагополучных семей, отданных на воспитание братьям-монахам в католическую школу, не быть избитыми до смерти в буквальном смысле слова, а уж про не быть изнасилованными, это казалось, можно просто забыть. Актер Эйдак Квин со своей работой справился хорошо, но режиссер, верный правде документа, забыл, что в кино все, в том числе злодейство, надо как-то мотивировать. То, что так было в действительности, аргументом не является. В кино мы участвуем в акте творения нового мира, и что было в другом мире, никого не интересует.

Так или иначе повышать свою капитализацию фестиваль в Карловых Варах может пока только через программу "Горизонты", в которую отобраны фильмы - победители других фестивалей. На этот раз главной звездой стал Гас ван Сент. Окруженный самыми красивыми тинейджерами, Гас бродил по Варам, всем интересовался, не прятался по VIP-залам и представлял своего "Слона", получившего в Каннах-2003 "Золотую пальму". Менее заметен был Андрей Михалков-Кончаловский, приглашенный в Карловы Вары представлять "Дом дураков".

Что касается Гаса ван Сента, то на следующий день после окончания фестиваля, встреченный на Карловом мосту уже в Праге, он сделал ответственное заявление: "Мой "Слон" в Каннах украл приз у Александра Сокурова. Я считаю его лучшим режиссером мира. Очень хочу повидаться".