ГЛОБАЛИСТ: Potemkin-бонд


Среди немногих русских слов и словосочетаний, ассимилированных английским языком, есть одно очень популярное понятие - "потемкинская деревня". О том, кто такой этот Потемкин, даже образованные люди имеют смутное представление и связывают его скорее с эйзенштейновским броненосцем, чем с покорением Крыма и Екатериной Великой. Но зато Potemkin village - вполне расхожее выражение. В Ирландии лоббистская группа даже учредила "Приз потемкинской деревни".

Но на родине князя Григория таких деревень все же больше. Возьмем российские евробонды. Блестящий фасад. Лишь с января прошлого года цена на еврооблигацию погашения 2030 г. подскочила на две третьих. За два года с декабря 2000 г. рейтинговое агентство S&P повысило рейтинг России с B- до BB. Но рынки уже ценят Россию как эмитента инвестиционного калибра не хуже - а то и лучше - Мексики. По ощущению, которое тебя охватывает в Москве, - очень правильно. Стабильность, консенсус, сильная вертикаль власти, процветание - спору нет, налицо.

Но декорации в потемкинских деревнях имеют обыкновение падать в самый неподходящий момент. Вот и российские бонды резко пошли вниз, как только Генпрокуратура взялась объяснять Михаилу Ходорковскому, кто на Руси босс.

И тут выяснилось, что изнанка у российских евробондов фанерная. За эти два года подъема российское правительство пестовало рынок евробондов именно как потемкинскую деревню. Одной из главных причин прыткого роста цен на российские бумаги явилось отсутствие предложения, поскольку новых суверенных эмиссий не производилось.

За это время, во-первых, была упущена возможность установить солидные стандарты на рынке. А во-вторых, спрос на российские евробонды был удовлетворен за счет эмиссий частного сектора. При таких скупых оборотах рынок российских бондов летуч - что и показал инцидент с "ЮКОСом". Незлопамятных инвесторов вновь нагрели.

Но зачем, спрашивается, России евробонды? Упадет опять цена на нефть, и опять будет дефолт. А так, если нет долгов, то и рейтинг выше, и кризис не грозит.

Тут уместно опять вспомнить Потемкина. В отличие от императорских времен и особенно от советских, показухи мало. Газеты пишут все открыто, и даже детям известно, что ситуация с инфраструктурой - как физической, так и социальной - в России аховая. При всех профицитах денег даже на поддержку существующего убожества не хватает.

Мировая практика показывает, что без рынка облигаций инфраструктуру не поднять. Ну а при теперешней политике Центробанка, когда отдача на ценные бумаги ниже уровня инфляции, местный рынок не разовьется и трехлетние бумаги останутся пределом мечтаний эмитентов.

Иное дело Китай - у которого, кстати, тоже неплохой внешнеторговый профицит. Он тем не менее гоняет бюджетные дефициты по 3% от ВВП, бурно выпускает облигации и качает деньги в инфраструктурные проекты. Что помогает привлекать по $50 млрд в год инвестиционных средств.

Россия же денег не тратит, пуская инвестиции на самотек. И результат соответствующий. Если в Китае вложения в основной капитал составляют по 40% ВВП, то в России, увы, меньше 20%. Может быть, бурный экономический рост по 7% годовых тоже потемкинская декорация?

Автор - старший экономист аналитического центра The Globalist