"Нет ничего невозможного"


Но Руссо отказывается рассматривать возможность продажи мобильных операций более крупным соперникам, таким как Ericsson или Nokia. "Мы являемся мировым лидером по связи в формате CDMA, и у нас богатейший опыт в области технологий распределения спектра [на котором основана технология третьего поколения мобильной связи], - говорит Руссо. - Нам еще предстоит продемонстрировать, что мы можем вырваться еще дальше вперед на этом направлении, но мы считаем, что уже имеем достаточный опыт и знания в области технологии распределения спектра".

В тишине, царящей в здании компании Lucent Techno-logies, есть что-то пугающее. Его коридоры безлюдны, стоянка для машин полупуста. В компании, где раньше работало 106 000 сотрудников, сегодня только 38 500 рабочих мест, и ожидаются новые сокращения.

Один из ведущих производителей телекоммуникационного оборудования три года подряд несет ежеквартальные убытки. Очередное сообщение о возможных убытках поступило в середине июля, одновременно руководство сообщило, что компания не станет прибыльной до конца года. Неудивительно, что аналитики на Уолл-стрит в основном считают Lucent доходягой.

Задача вернуть доходягу к жизни поставлена перед Патрицией Руссо, председателем совета директоров и президентом компании. "Я выросла с убеждением, что нет ничего невозможного", - говорит 51-летняя Руссо.

С Lucent Руссо знакома давно. Проработав восемь лет в отделе продаж и маркетинга IBM, в 1992 г. она перешла в AT&T. А в 1996 г. она принимала участие в выделении Lucent, подразделения AT&T по производству оборудования, в отдельную компанию.

В августе 2000 г. Руссо сама стала жертвой реструктуризации компании, потеряв должность начальника департамента по предоставлению сервисных услуг. После этого она работала председателем совета директоров компании Aviya и главным операционным директором Eastman Kodak, а полтора года назад вернулась в Lucent - теперь уже в роли руководителя компании.

"Ее сильная сторона в том, что она хорошо умеет оценить спрос и предложить тот продукт, которого ждут от Lucent потребители", - говорит Пол Сагава, аналитик по телекоммуникациям компании Sanford Berstein.

Невозможно избежать сравнений Руссо с Карли Фиориной, которая теперь руководит Hewlett-Packard, или с Энн Малкеи, главой Xerox. Ей предстоит поставить на ноги компанию, которая является одним из символов американского бизнеса.

Спрос на телекоммуникационное оборудование непрерывно падает, с тех пор как в 2000 г. лопнул пузырь под названием ".com". "То, что пришлось пережить нашей компании, - это сущий ад, - говорит Руссо. - Мы стремимся стабилизировать ситуацию, но не можем давать пустые обещания, до сих пор у нас не было возможности сказать, что больше сокращений не будет".

Аналитики отдают должное Руссо, которая умеет поддержать боевой дух сотрудников. Она призывает их думать о будущем. "Я говорю людям: эта ситуация не вечна, наша отрасль возродится, и к этому моменту мы будем готовы встать впереди других".

Так в чем же заключается стратегия возрождения Руссо? Она рисует на листке бумаги три столбика, похожие на столбики для игры в крикет. Первые два - это операционные подразделения, которые всегда были в составе Lucent. Еще один - беспроводные сети (компания является крупнейшим оператором мобильной связи в стандарте CDMA, наиболее распространенном после GSM). Второе - подразделение по поставке проводного сетевого оборудования телефонным компаниям. В этих областях Lucent зависит в основном от нескольких крупных компаний. Например, около 19% доходов в 2002 г. поступили от компании Verizon Communications, крупнейшей телефонной компании США.

Но доходы от операций Lucent, связанных с мобильной связью, за последние полгода снизились на 25%. И хотя CDMA, вероятно, станет форматом третьего поколения мобильной связи, Lucent не удалось заключить больших контрактов на оборудование этих сетей в Европе и Азии.

В области проводной связи Lucent сегодня уступает конкурентам, которые быстрее переходят на пакетную коммутацию - интернет-протокол (IP) , позволяющий более эффективно использовать каналы связи.

Неудивительно, что Руссо делает ставку на всеобщее возрождение телекоммуникационной отрасли. "Трафик растет, - говорит она, - никто не собирается использовать каналы связи меньше, чем раньше, избыточная инфраструктура будет востребована".

Третий столп, на котором основывается возрождение Lucent, - это обслуживание сетей, направление, которое Руссо взялась развивать лично. Компания предоставляет различные услуги - от установки и обслуживания сетей до услуг по сетевой интеграции. В 2002 г. доходы Lucent от этого направления бизнеса составили $2,4 млрд. "Объем этого рынка в 2002 г. составил $40 млрд, - говорит Руссо. - У нас относительно небольшая его доля, это означает, что рынок раздроблен, и мы видим в этом новые возможности для себя".

В марте Руссо назначила Джона Мейера, проработавшего 20 лет в компании EDS, президентом компании Lucent Worldwide Services, подразделения, где после сокращений работает 12 000 человек. Смещение акцентов с производства на обслуживание - не новое явление в телекоммуникационном бизнесе. В 1990-х такой подход позволил IBM выйти из кризиса. И Фиорина в Hewlett-Packard, и Малкеи в Xerox стремятся увеличить доходы от сервисного обслуживания.

"Завоевать сервисный бизнес нелегко, нужно убедить телефонные компании передать вам обслуживание своих сетей, а ведь это их хлеб насущный", - говорит Эрик Замкофф, старший аналитик независимого агентства IRG Research. Он добавляет, что контракты на обслуживание тесно увязаны с успехом на рынке производства оборудования для IP - и то и другое в равной степени повышает эффективность сетей. А на рынке IP выступление Lucent пока было неудачным. "Телефонная компания может купить IP-оборудование у Nortel за меньшую сумму", - говорит Замкофф. Даже если Lucent сможет увеличить свою долю сервисного рынка, по подсчетам аналитика, весь рынок сужается примерно на 11% за квартал, а валовая прибыль, соответственно, падает на 12 - 14%. Если он прав, женщине, которая выросла с верой, что нет ничего невозможного, понадобятся весь ее оптимизм и выдержка, чтобы выстоять. (FT, 17. 07. 2003, Кирилл Корюкин)