Комплекс работающей матери бывает необоснован


Дети растут, и, по идее, родителей это должно радовать. Однако, отправляя подросшее чадо в колледж, многие испытывают не радость, а горечь от того, что из-за работы так и не сумели вдоволь пообщаться со своим ребенком.

"Я приходила домой и пыталась не разрыдаться, - вспоминает Джеки Кулбэк. - Мне было так жалко, что я работала, пока мой сын рос".

Сегодня многие родители, и прежде всего мамы, терзают себя вопросом, пострадал ли ребенок из-за того, что они работали, а не сидели с ним дома.

Ответ простой: нет, скорее всего ребенок-то как раз не пострадал. Точнее, не пострадал именно из-за того, что оба родителя были заняты на работе. Как правило, в таких ситуациях многое зависит от других факторов: психологической обстановки в семье, финансовой ситуации и уровня образования родителей.

Конечно, сын Джеки Кулбэк самостоятельно приходил домой и садился за уроки. Занимался с ним в основном отец, по образованию школьный педагог, который тем не менее работал в риэлторской компании. Но сейчас, когда юноша поступил в колледж, Джеки видит, что в той ситуации было немало плюсов. По ее словам, сын вырос самостоятельным, дисциплинированным, умеющим отстаивать свои взгляды. Кроме того, он трудолюбив. В какой-то степени, считает она, это качество сформировалось у него благодаря примеру родителей, которые всегда много работали.

Тем не менее многие родители страдают от комплекса вины. Они жалеют, что засиживались на работе уже после завершения рабочего дня и таким образом лишали себя общения с детьми.

Пока дети маленькие, во многих семьях ежедневной пыткой становятся утренние расставания, когда годовалый карапуз отчаянно цепляется за мать с воплями "не уходи! ". В результате взрослые начинают задавать себе вопрос, не наносят ли подобные ситуации глубокую психологическую травму детям, последствия которой будут сказываться на протяжении всей их жизни?

Сегодня этот вопрос обсуждается психологами весьма активно. На недавнем заседании Общества по изучению детского развития, которое состоялось в городе Тампа, штат Флорида, на эту тему было представлено 64 доклада.

Ученые приходят к выводу, что огромное значение имеет здесь то, как ведут себя сами взрослые. Если родители соответствующим образом подготавливают ребенка, оставляют его с заботливой няней или воспитательницей и ни в коем случае не обманывают его доверия, скорее всего никакой травмы у ребенка не будет. А вот если маленький человек растет в условиях дефицита внимания со стороны родителей, то вполне вероятно, что он будет чувствовать себя незащищенным. А в более взрослом состоянии будет испытывать трудности в общении со сверстниками, не сможет строить прочные отношения с окружающими - и даже будет чаще болеть простудными заболеваниями.

Чтобы этого не произошло, специалисты рекомендуют следовать несложным правилам. Ребенка надо постепенно приучать к отсутствию родителей. Сначала следует уходить из дома совсем ненадолго. Не надо обманывать - лучше постараться вернуться ровно тогда, когда обещали.

Очень важно, чтобы оставляемое чадо не сомневалось в том, что его любят. Адвокат из Чикаго Пэт Берджесон до сих пор вспоминает, как тяжело ей было уходить на работу от двухлетней дочери. Ребенок, как водится, рыдал и умолял ее не уходить. Пэт мучается этими воспоминаниями и поныне. А вот ее дочь Кэтрин, которой сейчас исполнилось 14 лет, вспоминает совсем другое. Как она ждала маму с работы, прогуливаясь с няней по улице. Когда Пэт появлялась из-за угла, они бросались друг к другу, Пэт подхватывала ее на руки и заносила в дом. Кэтрин утверждает, что воспоминания об этих моментах гораздо ярче, чем память об утренних расставаниях.

Ребенок должен быть совершенно уверен, что родители испытывают потребность в общении с ним. Психологи полагают, что в таких случаях помогают некие ритуалы. Лора Уилкинсон, менеджер по работе с клиентами, уходила на работу, оставляя дома двоих сынишек. Но когда она возвращалась, то непременно отправлялась с ними в сад и слушала все, что они рассказывали ей о прошедшем дне. Потом она читала им книжку. Сегодня младшему - Кэмерону - уже 16. Он рассказывает, что почти забыл горькие расставания. А вот воспоминания о вечерах с мамой живы до сих пор. "Всякий раз, когда она возвращалась домой, все менялось. Все становилось лучше, - рассказывает он. - Если о детях заботиться и уделять им достаточно внимания, беспокоиться не стоит".

Руководитель одной из маркетинговых компаний Мэри-Энн Вахач растила сына одна. Сегодня она рада, что помимо других достоинств сумела развить в нем способность к независимым суждениям. Правда, теперь сын-подросток совсем не разделяет взглядов своей матери. Через две недели он отправляется в военный колледж, хотя Мэри-Энн - убежденная пацифистка. "Я не согласна с его выбором, - говорит она. - Но я все равно буду его поддерживать. У него свой путь в жизни". В результате Мэри-Энн записалась на курсы Красного Креста. (WSJ, Екатерина Кудашкина)