Дивидендный парадокс


Казалось бы, американские инвесторы должны прыгать от радости, ведь недавнее снижение налогов на дивиденды по акциям принесет в этом году их владельцам лишние $46,7 млрд. Но пока такому подарку правительства радуются компании, выплачивающие дивиденды, а не владельцы акций.

Решение снизить налоги, которые платят получатели дивидендов, администрация Джорджа Буша приняла в мае.

Но снижение налогов на дивиденды совпало с общим падением цен на акции множества крупных компаний. В результате, считают аналитики, Белый дом не получит от своего решения политических дивидендов, на которые рассчитывал.

Но компании не отчаиваются, все больше из них объявляют о повышении дивидендов, несмотря на снижение интереса к акциям. По данным рейтингового агентства Standard & Poor's, из компаний, входящих в индекс S&P 500, 44 решили повысить дивиденды в августе, а шесть компаний ввели новые виды дивидендов.

"Мы не наблюдали такого рвения выплачивать дивиденды уже много лет, может быть, с 1970-х, - говорит аналитик S&P Ховард Сильверблатт. - Возникла ситуация, когда компаниям, которые не платят дивиденды (когда конкуренты их повышают) , инвесторы начинают задавать вопрос, а почему вы этого не делаете? " По словам Сильверблатта, акции компаний, выплачивающих дивиденды, с начала июня выросли в среднем на 2,5% , а акции их прижимистых конкурентов выросли на 3,9% (за это время индекс S&P прибавил 2% ). За прошедший год индекс S&P 500 вырос на 11,7% (акции компаний, выплачивающих дивиденды, выросли на 13% , а конкурентов без дивидендов - на 33% ).

Некоторые эксперты с Уолл-стрит не видят парадокса в том, что акции компаний, выплачивающих дивиденды, растут медленнее. Одно из объяснений в том, что недавний бурный рост цен на акции коснулся в первую очередь технологических компаний и других фирм, которые традиционно меньше других платят дивиденды.

Аналитик State Street Global Advisors Нед Райли считает, что инвесторы, покупающие акции, по которым выплачиваются дивиденды, выиграют от новой правительственной политики снижения налогов. Однако, по его мнению, ждать придется несколько лет.

"Несомненная польза этого правительственного плана в том, что он вновь создает стимулы, которые изначально лежали в основе инвестирования, - говорит Райли. - Вы держите акции, которые приносят стабильный доход в течение длительного времени. Конечно, чтобы скопилась значительная сумма, должно пройти довольно много времени".

Один из ярких примеров, демонстрирующих, что акции компании могут расти медленно, хотя размер дивидендов по ним растет, - это Anheuser-Busch, производитель известного американского пива Budweiser. Компания в конце июня сообщила об увеличении доходов во II квартале на 7,9% (по сравнению с I кварталом) и одновременно сообщила о повышении дивидендов на 13% - до 22 центов на акцию. По словам представителей компании, поводом для этого решения послужили изменения в налоговой политике правительства. Между тем компания уже успела объявить о снижении оптовых продаж, и ее акции практически перестали расти. За время, прошедшее с момента, когда было объявлено о повышении дивидендов, цена одной акции компании на NYSE выросла на 78 центов, до $51,88.

Пример Anheuser-Busch показывает, что снижение налогов на дивиденды пока не принесло желаемых результатов. Однако в администрации Буша считают, что польза от нововведения все равно будет. Министр финансов США Джон Сноу недавно заметил, что растущее число компаний, выплачивающих дивиденды, означает улучшение корпоративного управления в целом по стране.

"Для того чтобы платить дивиденды, нужны деньги, соответственно, вам нужно иметь реальную, а не бумажную прибыль", - сказал Сноу.

В этом году компаниями было принято 171 решение о повышении дивидендов или начале их выплат, а за весь прошлый только 112. Это означает конец 20-летнего периода стабильного снижения выплат по акциям компаний, которые входят в индекс S&P. Сегодня из 500 компаний, которые отслеживает агентство, дивиденды платят 365. По расчетам S&P, в этом году дивидендов будет выплачено в целом на $13,9 млрд больше, чем в прошлом. На налогах по дивидендам инвесторы сэкономят примерно $32,8 млрд. (WSJ, 5. 08. 2003, Кирилл Корюкин)