ПРОЕКТ "Б": В первобытной скорлупе


Мы не заметили, как Джордж Буш ввел в моду антиглобализм. Кажется, любой приличный человек теперь непременно антиглобалист - хотя бы затем, чтобы не быть вместе с Бушем. Идея глобального мира дискредитирована его персоной, и второй волны глобализации теперь ждать не дождаться.

Чем, собственно, так неприятна персона (и эпоха) Буша для, так сказать, мыслящего человека? Далеко не только тем, что, получив 11 сентября 2001 г. удар неизвестно от кого, он в ответ показательно избил явно невиновного, зато слабого и богатого нефтью.

Противна сама идея культурной экспансии Запада на Восток при помощи оружия. Сама идея глобализации - фаустовская, европейская до невозможности. Это идея Я, покоряющего вселенную. Я тут с большой буквы, вселенная с маленькой. Очевидно, что первая волна глобализации конца 90-х гг. уперлась именно в нежелание ядра исламских общин в ней участвовать, как бы то ни было интегрироваться в прекрасный новый мир.

Точно так же ясно, что идея антиглобализма, близкая и ирландцам, и тибетцам, наиболее органична именно для ислама. Коран столетиями формировал свои герметичные, информационно закрытые общины, внутри которых его бескомпромиссный дух сам собой кристаллизуется и только укрепляет силу традиции. Собственно, именно с этой дикой субстанцией столкнулся фаустовский дух, именно ее он не сумел одолеть, и именно она работает в страшных душах шахидов-смертников.

Я с удовольствием прочел бы настоящее, в духе Леви Стросса, антропологическое исследование о восприятии глобализации ортодоксальным исламом. К сожалению, его невозможно создать, потому что западному человеку в эту скорлупу не проникнуть. Но будь оно создано, получилась бы безрадостная для западного человека картина. Миру Корана - с его терминологией спасения - не нужны и вредны наш шоу-бизнес, наш McDonald's и наш ханжеский культурный туризм. Его духовный кристалл - Авраам, принесший в жертву Богу своего сына, веками с каждым годом только крепнет при праздновании Курбан-байрама, с каждым хаджем по местам Авраама. Это вещь как минимум не слабее фаустовской идеи экспансии Я во вселенную. И нынешняя волна террора со стороны ислама, боюсь, в таком исследовании показалась бы нам чем-то сродни обороне Сталинграда.

Поэтому так неважно выглядит Буш, поэтому тема антиглобализма стремительно набирает респектабельность даже в западных элитах. Фактически Буш, перейдя к оружию, от нашего имени продекларировал нашу неспособность к культурному диалогу, хотя мы его не уполномочивали. Для нас-то преимущества глобализации заключались не только в возможности беспрепятственных транснациональных транзакций, унификации торговых тарифов и прочих удобствах. Она дала преимущества культурного обмена, удивительную возможность каждую секунду видеть разницу. Каждый раз вдруг убеждаться, что одни и те же звуки, цвета и рифмы, падая в разную почву, дают диковинно различающиеся плоды.

Именно в этом смысле глобализация остановлена и опошлена. Потому что обмен культур своими вековыми тайнами, взаимное посвящение в сакральное невозможны, если один из участников уже заложил в бюджет $100 млрд на войну. Поэтому единственная интуитивно верная позиция позавчерашнего глобалиста - стать антиглобалистом сегодня.