ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ: Наша и ваша свобода


Образованные американцы часто жалуются, что Тони Блэр гораздо лучше разъясняет миру ценности и задачи США, чем нынешний американский президент. Для того ли британцы выбирают себе премьер-министра - вопрос. Кроме того, сами ценности, при всей возвышенности идеалов, просто пугают своей наивностью.

Это прежде всего касается понятия "свободы". Блэр уделил этой теме особое внимание в своем выступлении перед американским Конгрессом в июле: "Наши ценности - не западные ценности. Это универсальные ценности человеческого духа. Если простые люди - где бы то ни было и когда бы то ни было - получают возможность выбирать, то они выбирают одно и то же: свободу, а не тиранию, демократию, а не диктатуру".

Далее, как обычно делают сами американцы, Блэр связал эти идеалы с Америкой: "Никогда не извиняйтесь за свои ценности. Открыто говорите миру, что вы гордитесь Америкой. .. Ваш дар всему остальному миру - это свет свободы". В речи, которая и без того до неприличия часто прерывалась аплодисментами, эта фраза просто утонула в овациях. Ну да, это такой образец шаблонной американской политической риторики.

Между тем представление о "свободе" как о понятии простом, вечном, универсальном и повсеместно принятом неверно и никогда не было верно не то что в мире, но даже внутри самих США. Это понятие не только не самоочевидно и не однозначно, оно, напротив, многозначно и постоянно является предметом споров.

Как напоминает нам Эрик Фонер в книге "История американской свободы", это понятие могло значить самые разные вещи в разные периоды развития Америки и до сих пор по-разному понимается разными американцами. Понимание свободы, распространенное среди американских правых, совершенно чуждо представлениям о свободе, принятым в большинстве развитых демократических стран мира.

Американское представление объединяет два, по-видимому, противоречащих друг другу компонента. С одной стороны, есть радикальная, либертарианская традиция, настаивающая на том, что философ Исайя Берлин называл "негативной свободой". Это означает полную свободу от правительственного контроля и проверок - не только в части владения оружием и прав землепользования, но и вообще сведение к абсолютному минимуму роли государства в экономике. Очень немногие из соотечественников Тони Блэра разделяют такое понимание свободы.

С другой стороны, постоянно акцентируется так называемая позитивная свобода, т. е. обязанность реализовывать свои свободы в соответствии с фундаментальными нравственными законами. Американские консерваторы считают, что эти моральные законы даны человеку самим Богом. Авторитарная жесткость, с которой они требуют следования этим законам и даже пытаются распространить свои требования за пределы территории своей страны, гораздо радикальнее, чем что-либо, что существует в современной Британии или Европе в целом. Конечно, если не считать живущих в Европе мусульманских фундаменталистов. Идеи консерваторов, кроме того, резко противоречат пониманию свободы, присущему либералам в самих США.

Собственно, американские правые и "прогрессисты" согласны между собой только тогда, когда проповедуют идеи свободы остальному миру.

Между тем описанная комбинация неограниченной свободы некоторых видов поведения в обществе (в основном это касается мужчин) с очень жестким культурным и моральным конформизмом - очень распространенное явление во многих традиционалистских обществах, как правило хорошо вооруженных. Это и Балканы, и Афганистан, и Американский Юг и Запад.

Такое понимание свободы несколько необычно с точки зрения развитого общества в XXI в. Исторически такая модель свободы была связана в США с откровенным исключением из национального сообщества - со всеми его свободами - целого ряда расовых меньшинств. Эта ситуация была исправлена только несколько десятилетий назад.

Безопасность и доминирование собственной расовой группы была для белых американцев на протяжении большей части их истории превыше каких-либо универсальных свобод. И они в этом далеко не уникальны. Многие общества отказывались от свободы в пользу большей безопасности или сохранности своей этнической группы.

Кроме того, люди склонны отказываться от личных свобод в пользу свободы от доминирования сторонней этнической группы или нации. При этом обещания другой нации дать им свободу силой оружия люди, как правило, воспринимают с большим подозрением. Именно этот урок Америка сейчас учит в Ираке. Даже Робеспьер в свое время признал: "Никто не любит вооруженных миссионеров".

Американцы вынуждены исповедовать абсолютную веру в свои противоречивые принципы свободы. Во многом потому, что всеми американцами разделяемая приверженность идее - это одна из вещей, которая скрепляет их неоднородное общество. Кроме того, Америка совсем недавно начала выступать в роли всемирной империи, так что пока американцев можно извинить за некоторую наивность в их стремлении всюду распространить близкие себе ценности. А вот британских государственных деятелей, за плечами которых 200 лет имперской истории, завоеваний и восстаний, ничто не извиняет за их поддержку опасных иллюзий и американского национального мессианизма. (FT, 7. 08. 2003, перевел Максим Трудолюбов).

Автор - старший исследователь Фонда Карнеги