Инерция в стиле боп


Заезжие знаменитости Soulbop Band отыграли два концерта в Le Club, а также открыли фестиваль в саду "Эрмитаж". Главные звезды Soulbop Band, исполняющего странноватый современный джаз, - это трубач Рэнди Брекер и саксофонист Билл Эванс.

В России Билл и Рэнди показали все, что умели. Хотя, наверное, поклонникам этой музыки не хватило американской ритм-секции: на басу и ударных были российские музыканты Виталий Соломонов и Эдуард Зизак, которые, впрочем, также играли вполне жестко. В этой музыке много претензии и очень мало саморефлексии. Поэтому тем, кто когда-то видел веселые концерты отечественных джаз-альтернативщиков Чекасина - Ганелина - Тарасова с распиванием кофе, поеданием булочек и шуршанием газет, на концертах Брекеров (или в данном случае брата Рэнди с друзьями) будет скучно: в отличие от советских авангардистов заокеанский джаз-рок перформансы не потчует, видимо, считая их кривляньем, которое отвлекает от прослушивания произведений.

До предела синкопированное музыкальное полотно было украшено вспышками воспоминаний о Чарли Паркере и Диззи Гиллеспи: эти старики придумали боп, к которому и апеллирует название коллектива Билла и Рэнди. Впрочем, на этом переклички с добрым старым джазом заканчивались. Рэнди Брекер играл в стиле cool - отрывистыми фразами в высоком регистре, и его труба порой звучала, как синтезатор со старого диска Стиви Уандера. Пьесы брекеровского сочинения были по большинству фанковыми get-up themes, разве что в пляс никто не пускался.

Эксперимент ради эксперимента и снобизм - все остальное, как нам показалось, не имело для Брекера особенного значения. На фоне Брекера саксофонист Билл Эванс произвел куда более приятное впечатление: он играл довольно просто, не отвлекаясь на кардинальное изменение звука, выпаливая из саксофона привычные трели. Эванс играл с Майлсом Дейвисом в тот период майлсовского творчества, кульминацией которого стала двойная концертная пластинка We want Miles, записанная в Японии. Таким образом, Билл относится к тому же типу звезд, которых представляют: "Он играл с самим N! ". В принципе, игру Билла Эванса можно отнести к коммерческому джазу, и она одинаково хорошо звучала бы и в составе биг-бэнда, и в малом составе. В то же время никакого специального почерка в ней не чувствовалось. На концерте прозвучали несколько симпатичных песен его авторства; особенно удачной с точки зрения мелодики показалась композиция "Путь в Бильбао" с его последнего диска.

Лирическое настроение Эванса Брекер не разделил и ушел со сцены. В данный момент особенно ощутимой оказалась слабость аранжировки, и прежде всего ритм-секции, которая звучала тяжело и пассивно. В ключевой, наиболее лирический момент заколотил по фортепиано Дейв Кикоски, варварски арпеджируя и при этом не попадая в гармонию (на эту вещь нот у него не было).

И тем не менее этих нескольких "тихих" мгновений хватило московской публике, чтобы сделать свой выбор: пластинки лирика Эванса были распроданы уже в первый день московских концертов, в то время как более жесткая музыка Брекера продавалась значительно менее успешно.

Вообще, вид джазового квинтета переворачивающего ноты, - это грустно. Видимо, чтобы публика не совсем заскучала, на сцену вызвали Ларису Долину - без нот и на этот раз одетую в красный полуспортивный наряд. Она привычно просвинговала гершвинскую Summertime c именитыми гостями. Эстрадный заряд Долиной не смог, правда, пересилить инерцию Soulbop Band: после небольшого перерыва музыка полилась прежняя.

Концерт подтвердил грустную истину: современный американский джаз довольно скучная заштампованная музыка, которую одинаково рудиментарно играют и отечественная молодежь, и всем известные мировые авторитеты.