Смутное время


Гособлигации считаются самым стабильным и надежным инструментом, но в последнее время этот тезис был опровергнут. В июне доходности по американским казначейским обязательствам упали до самого низкого уровня за последние 45 лет. А июль выдался одним из самых страшных периодов, какие приходилось переживать держателям облигаций.

Поведение рынка в этом году напоминает резкие колебания рынка акций в 1987 г. , когда случился черный понедельник. Самым поразительным сейчас представляется даже не то, что тогда рынок упал на 22% за один день, а поразительный рост в первой половине 1987 г. Также и в этом году удивительно скорее не то, что доходности взлетели в июле, а как случилось, что они упали в июне. Тогда доходность по 10-летним облигациям снизилась до 3,1% годовых. Ставки упали благодаря сочетанию нескольких факторов. На движения рынка повлияли покупки инвесторов, которые обязаны вкладывать в облигации, и активность спекулянтов. Когда эти факторы, совпавшие по времени, ослабли, доходности немедленно выросли.

В начале 2003 г. инвесторы нервничали и старались избегать рисков - позади были три года спада на фондовом рынке, а впереди - война с Ираком. Госбумаги представлялись лучшим вложением. Поэтому вложения в американские бумаги, которые выросли с $88 млрд в 2001 г. до $140 млрд в 2002 г. , увеличились еще на $68 млрд в первой половине 2003 г. Но неожиданно в июне настроение рынка изменилось. Одной из причин могло быть то, что экономика начала поправляться. В то же время ФРС дала понять, что вряд ли станет скупать облигации, чтобы снизить ставки. Инвесторы резко сменили тактику. По словам одного аналитика, "бумаги с фиксированным доходом - это епархия больших банков и хеджевых фондов, которые быстро реагируют на изменение ситуации".

Одновременно начали расти ставки по ипотечным кредитам, которые повторяют движения доходностей по госбумагам. В середине июня эти ставки упали до 5,21% годовых - минимум за последние 40 лет, а к августу взлетели до 6,34% годовых. В результате американцы, которые все время до этого рефинансировали кредиты - занимали под меньшие проценты и на более короткий срок, - перестали это делать. В портфелях ипотечных компаний и держателей бумаг, обеспеченных закладными, возник избыток длинных бумаг. Выходом была продажа в том числе казначейских обязательств США.

А объем облигаций на рынке продолжал увеличиваться. США необходимо финансировать дефицит бюджета. И если при наличии спроса рынок мог переварить новые бумаги, то дополнительное предложение облигаций на охладевшем рынке привело к еще большему падению. (FT, 13. 08. 2003, Кирилл Корюкин)