В поисках художественного масскульта


ЛОКАРНО - Изнывая от жары, фестивальная публика прячется в кинозалы, где все-таки есть кондиционеры. И это сильно влияет на завышенные оценки - два часа прошло в относительной безопасности для жизни, и слава богу! А на Большом озере, на берегу которого расположился престижный европейский фестиваль, вода каждый день убывает, обнажая гальку и сверкающие тут и там монеты всех стран и народов, брошенные романтическими туристами, желающими вернуться.

Тысячи и тысячи туристов, помимо фестивальных профи, собираются в Локарно в дни кинофестиваля. К их услугам Пьяцца Гранде - центральная площадь города, где по вечерам происходит демонстрация "фильмов для всех" на экране величиной с четырехэтажный дом, где размещается 5000 кресел для зрителей. Ни одно из них не пустует. Смотрят с неизменным интересом все - фильмы исторические и современные, жанровые и проблемные. Жара немного спадает с закатом солнца, и люди доверчиво приобщаются к искусству. Однако нельзя сказать, что публику в этом году этим искусством особо баловали.

Тем не менее выделялись фильмы, которые удачно сочетали в себе зрительский интерес и дизайнерский подход, дающий иллюзию приобщения к искусству. Это, конечно же, "Мое имя Бах" Доменик Де Риваз. Автор сценария и режиссер, бывшая в свое время ассистентом Бахтияра Худойназарова, взялась рассказать историю взаимоотношений молодого прусского короля Фридриха II, вызвавшего на музыкальную дуэль Иоганна Себастьяна Баха. Доменик Де Риваз довольно свободно обращается с историческими фактами, совершенно пустым кажется второй план, на котором решительно не хватает "середины XVIII в. ". Зато британский художник-модельер Вивьен Вествуд сочинила оригинальные костюмы, сочетая модерн и барокко. Повсюду горят свечи, причем не в канделябрах, а в художественном беспорядке на всех возможных плоскостях, в том числе на полу. Пламя свечей все время трепещет, создавая игру света и тени на лицах актеров, на складках их одежды, на деталях и аксессуарах. Свечи, пожалуй, самое пошлое в фильме, пытающемся тем не менее предоставить зрителю некоторое интимное чувство истории, воспроизводящей взаимоотношения художника и владыки, земного царя. Такие отношения всегда интересны (например, король Людвиг и Вагнер) для Пьяцца Гранде, которая, как древний Колизей, любит героев внятных, социально определенных, чтобы эмоционально сочувствовать им (казнить - миловать) , но желательно без идентификации. Там же, где зритель может поставить себя на место героя или героини, - там для Пьяцца Гранде желательно жанровое кино, мелодрама, комедия или просто сказка.

Именно в таком формате выступила Великобритания фильмом "Календарные девочки" режиссера Найджела Коля. Женщины средних лет из Йоркшира пытаются хоть как-то сделать свою бессмысленную жизнь социально значимой. Они участвуют в благотворительных мероприятиях, читают лекции о пользе овощей и занимаются прочей ерундой, перечислять которую уже скулы сводит от скуки. Но вот у одной из них от лейкемии умирает муж, и женский коллектив решает подзаработать на местный госпиталь. Дальше нашим героиням предлагают в обнаженном виде сняться для ежегодного иллюстрированного календаря. Задача режиссера - показать, как во время съемок женщины молодеют на глазах. А то, что неприлично матерям семейств заниматься такой похабщиной, так ведь госпиталь. Святое. Цель оправдывает средства. Чуть-чуть порефлексировав по этому поводу (сына одной из героинь в школе поднимают на смех, и он страдает) , фильм бежит дальше, к успеху проекта. Календарь, будучи напечатанным, расходится молниеносно (мечты, мечты) , и вот к героиням (миссис Январь, миссис Февраль и т. д. ) уже несутся телевизионщики и газетчики. Однако в англосаксонской масскультуре есть два успеха, выше которых нет ничего. Один - это съемка в Голливуде и шанс стать звездой. Другой - поездка в Лас-Вегас и выигрыш $1 000 000. Героиня Джулии Уотерс в Лас-Вегас уже каталась. Теперь, естественно, приглашена на съемки в Голливуд. Естественно, первым классом ВА, естественно, в отель, над интерьером номера в котором трудились лучшие дизайнеры мира, - и в этом комиксе Джулия Уотерс еще пытается что-то играть!

Так или иначе Голливуд предстает в этом фильме из Старого Света как образ вселенской пошлости, которую, собственно, и заслужил обыватель, стремящийся к успеху.

На Пьяцца Гранде есть и классические фильмы, и они привлекают не меньшее внимание публики, чем новодел. Это и искрометный фильм отца Лайзы Минелли Винсента "Вагон-оркестр" (1953) , и вовсе не обывательский "Моцарт навсегда" Жак-Люка Годара (1996) , и шедевр Феллини "Казанова" (1976). Но, приобщая публику к шедеврам, в этом году Локарно не может похвастаться открытием, равным, скажем, фильму "Микрокосмос". Разве что им станет очередной фильм "Болливуда" "Рагху-Ромео" - новое произведение Раджа Капура. Интерес Локарно к индийскому кино становится из тенденции закономерностью. Что ж, все фестивали любят смотреть туда, где есть своя настоящая жизнь, и пульс ее фестиваль в Локарно чувствует, как сейсмограф. А уж художествен или нет масскульт в Индии - такой вопрос просто неуместен, как неуместно говорить про художественность Ниагары, реки Нил или озера Байкал.