АВАРИЯ: За пределами сети


На момент подготовки статьи никто так и не смог с определенностью объяснить причины крупнейшей в истории США аварии, оставившей в четверг без электроэнергии миллионы людей в восьми штатах. Известно только, что в системе электропередачи, соединяющей американский Средний Запад, канадскую провинцию Онтарио и Нью-Йорк, внезапно нарушился баланс между потоками энергии. Автоматические системы контроля, реле и размыкатели цепи, призванные предотвращать или локализовать подобные разбалансировки, не сработали. Сбой начал распространяться, в результате чего около сотни генераторов, подключенных к системе электропередачи, отключились, лишив огромный регион тока.

Однако именно это отключение предотвратило еще большую беду. Если бы генераторы остались подключенными к разбалансированной системе, это повлекло бы их физическое разрушение в гигантских масштабах - восстановительные работы в таком случае заняли бы недели, если не месяцы. К тому же механизм, ограничивающий распространение аварии, все же не позволил катастрофе распространиться дальше и уничтожить все технические объекты к востоку от Скалистых гор.

Между тем всевозможные политики и лоббисты уже предлагают свои объяснения и решения проблемы. Многие утверждают, что виной всему - либерализация и что события четверга - попросту восточный вариант того кошмара, который поразил Калифорнию зимой 2000 г. Однако сторонники этой версии забывают, что как раз на пострадавшую систему электропередачи либерализация не распространялась. Регуляторы несколько ослабили свой контроль за сферой выработки и розничной продажи электроэнергии, но не за сетью передачи. Наоборот, здесь контроль в результате проведенной реформы только усилился.

Кое-кто заявляет, что при наличии менее централизованной энергосистемы и более диверсифицированного рынка поставщиков энергии беда не распространилась бы так широко. Однако если диспетчерам единой энергосистемы приходится управлять одновременно тысячами или даже миллионами генераторов, то система станет еще нестабильнее! К примеру, если включить в нее ветровые электростанции, придется учитывать непредсказуемость ветра и, соответственно, резервировать дополнительные источники энергии.

Некоторые считают, что мы дали слишком большую волю защитникам окружающей среды, которые препятствуют жизненно необходимым инвестициям в новые электростанции и инфраструктуру, и что это расширило масштабы аварии. Но ведь никто пока не жалуется на недостаток энергетических мощностей на востоке США. К тому же представители отрасли подтверждают, что местная оппозиция отнюдь не препятствует здесь модернизации мощностей.

Похоже, в большинстве своем аналитики убеждены, что наиболее вероятная причина произошедшего кроется в нарастающей неадекватности нашей системы электропередачи. "Мы величайшая сверхдержава, но наша энергосистема соответствует уровню третьего мира", - заявляет бывший министр энергетики Билл Ричардсон, и ему вторят президент Буш и представители коммунальных служб. Неизвестно, действительно ли причиной аварии было техническое несовершенство энергосистемы, однако те, кто сейчас обсуждает дальнейшую стратегию, практически не выходят за рамки рассуждений о "налаживании" энергосистемы.

Но здесь имеется серьезная проблема, связанная с нынешней схемой регулирования на федеральном и региональном уровнях. Коммунальные инвестиции в систему электропередачи обсуждаются, утверждаются и оплачиваются на уровне властей штата, даже если система охватывает несколько штатов. Эту проблему зачастую предлагают решить, передав больше полномочий Федеральной комиссии по регулированию энергетики (FERC). Нынешняя схема действительно архаична, она действительно делает всех потребителей очень уязвимыми, однако расширение полномочий федерального органа представляется слишком примитивной мерой.

Возможно, более эффективный метод привлечения инвестиций в энергосистему - отказ от регулирования по принципу окупаемости, которое ограничивает прибыли от передачи энергии. Нужно позволить компаниям проводить гибкую ценовую политику - рыночное формирование тарифов поможет точнее определить направления, где инвестиции дадут наибольший эффект, при этом проблемы будут быстрее выявляться и решаться.

Передача энергосетей в частные руки будет способствовать рыночным инновациям и экспериментам. В частности, предприниматели смогут строить "прямые" линии электропередачи, не входящие в ведомство органов, регулирующих ценообразование. Пользоваться ими будут те, кто готов за это платить, - остальным это не грозит повышением цен на электричество. Такая схема поможет устранить многие узкие места в нынешней энергосистеме. Между прочим, одна прямая линия такого рода, проведенная между Коннектикутом и Лонг-Айлендом, впервые была задействована в минувшую пятницу - она обеспечила Лонг-Айленд энергией.

Это подводит нас к более глобальной теме - участники рынка должны иметь возможность самостоятельно, без вмешательства политиков определять наиболее эффективные способы генерации и передачи электроэнергии. Не следует навязывать им всем единую модель, ведь политики и регуляторы разбираются в проблемах конкретной отрасли гораздо хуже участников рынка. Если бы это было не так, Куба и Северная Корея давно превратились бы в экономических гигантов.

Мы то и дело слышим призывы увеличить пропускную способность единой энергосистемы. Но действительно ли такое увеличение необходимо? В конце концов, взаимоотношения между генерацией и передачей энергии могут меняться. Определение оптимума здесь относится скорее в вопросам экономики, а не технологии. При этом очень важную роль играет обратная связь с рынком, реагирующим на предпринимательские эксперименты.

Кстати, призыв к "увеличению числа проводов" звучал и в 1965 г. , после другого знаменитого отключения энергии на Восточном побережье. Именно эта мера тогда и была применена. Более развитые взаимосвязи внутри системы и правда позволили в дальнейшем сократить риск того, что локальная авария приведет к масштабному отключению энергии. Но, как мы видели на прошлой неделе, при этом увеличилась вероятность того, что локальная проблема одного региона распространится на соседние. Фактически мы избавились от одной проблемы, нажив взамен другую. Пусть компании сами определяют условия, на которых они должны сотрудничать с партнерами из соседних регионов, в том числе условия, касающиеся ответственности сторон за допущенные ошибки.

Как бы далеко ни зашла либерализация данной отрасли, физическая природа электричества такова, что у единой энергосистемы всегда будет некий единый управляющий орган, а для балансировки загруженности сетей всегда будут использоваться компьютеры. И ошибки в повседневном управлении сетью никогда не удастся исключить до конца. Но самый быстрый способ модернизировать систему и повысить ее эффективность - это позволить владельцам инфраструктуры получать прибыль. Но никакие центральные планирующие органы и никакие компьютерные программы не смогут найти наилучший способ организовать взаимодействие внутри отрасли и обеспечить оптимальное соотношение между генерирующими и передающими компаниями.

Джерри Тейлор - сотрудник Института Като, руководитель исследований в области природных ресурсов. Питер ван Дорен - редактор журнала Cato's Regulation