Бритвой по конкуренту


БОСТОН - В пятницу компания Gillette подала в федеральный суд иск против своего конкурента Schick с просьбой приостановить выпуск на рынок четырехлезвенной бритвы Quattro. В Gillette говорят, что Schick украла их принцип расположения лезвий.

Две недели назад Gillette уже выступила с жалобой на то, что Schick, подразделение компании Energizer Holdings, допустила нарушение патентного права, якобы позаимствовав у Gillette способ расположения лезвий на бритве Quattro. Теперь, подав иск, компания получила возможность рассмотреть дело в суде до того, как бритва о четырех лезвиях появится на рынке. Запуск Quattro должен состояться через несколько недель.

Компании Gillette больно слышать, что бритва Quattro "бреет, как никогда, нежно и гладко". На протяжении десятилетий эта компания позиционировала себя как лидера в области технологий. Ее лидерство признавали даже конкуренты. "Вне всякого сомнения, - говорится в иске, - Schick позаимствовала у Gillette принцип "прогрессивной геометрии", с помощью которого и добилась высокого качества бритья Quattro".

Принцип "прогрессивной технологии", как утверждает Gillette, запатентован ею в 2001 г. В патенте идет речь о трехлезвенной бритве, где лезвия установлены в блоке в совершенно определенном порядке и на определенной высоте относительно края. Первое утоплено максимум на 0,2 мм, второе - на одном уровне с краем блока, третье выступает не более чем на 0,2 мм.

В материалах иска сотрудник отдела Gillette по научным разработкам сообщает, что эксперты компании исследовали 10 блоков Quattro с использованием "оптической техники Zeiss". В результате исследования обнаружили, что первое и последнее лезвия соответственно утоплены и выдаются над краем блока минимум на 0,2 мм. Другие же два лезвия, расположенные посередине, находятся на одном уровне с краем блока.

Gillette утверждает, что, поскольку три из четырех лезвий Quattro нарушают патентное право, то наличие четвертого лезвия дела не меняет. Эксперты в области патентного законодательства полагают, что в аргументации Gillette есть своя логика. Однако, с другой стороны, Schick тоже может заявить, что идея располагать лезвия по возможности ближе к поверхности настолько очевидна, что не требует закрепления в специальном патенте.

В материалах иска неоднократно говорится, что запуск Quattro приведет к сокращению доли рынка Gillette, сокращению продаж и прибылей. Пока эта компания, которая выпускает бритвы Mach3 и Venus, удерживает безусловное лидерство на американском рынке, а ее продажи превышают продажи Schick в пять раз. Тем не менее грядущий запуск Quattro вызывает в компании самые сильные чувства. "Нарушения, допущенные Energizer, грозят Gillette необратимыми потерями на рынке и уже подорвали ее репутацию, создававшуюся с большим трудом", - говорится в иске. Что же касается Schick, составители иска утверждают, что эта компания не в состоянии на равных конкурировать с Gillette и потому вместо этого неоднократно копировала ее технические решения. (WSJ, 29. 08. 2003, Екатерина Кудашкина)