"К-159" утонула
Российский военно-морской флот несет новые потери. Из 10 человек, находившихся на борту атомной подводной лодки "К-159", затонувшей в субботу утром, живым найден только один. Гибель еще двоих уже подтверждена, остальных предстоит найти.
"К-159", построенную в 1963 г. , должны были отбуксировать и утилизировать еще в прошлом году. Но буксировать лодку в город Полярный для выгрузки активной зоны ядерного реактора и последующей утилизации начали только в прошлый четверг. Как сообщает пресс-служба Северного флота, лодку тянули на четырех понтонах, они оборвались в ночь на 30 августа из-за шторма в Баренцевом море и в 4. 00 утра по Москве "К-159" утонула в трех милях к северо-западу от острова Кильдин на глубине более 200 м.
Из 10 человек экипажа живым найден только один - старший лейтенант Максим Цибульский. Двоих погибших подводников обнаружили на поверхности, что с остальными - неизвестно, сказал начальник пресс-службы ВМФ Игорь Дыгало. Источник в ВМФ говорит, что, вероятнее всего, семь моряков уже погибли.
Причину гибели лодки официальные лица видят в неисполнении моряками должностных инструкций. "Наряду с объективными обстоятельствами была нарушена техническая норма буксировки, а также не было оперативной реакции на факт отрыва лодки от буксира", - передает "Интерфакс" слова министра обороны Сергея Иванова. А главком ВМФ Владимир Куроедов называет причинами гибели "К-159" "беспечность и халатность [. .. ] со стороны как руководителей перехода, так и командного пункта флота".
Главная военная прокуратура уже установила, что решение о выходе в море вопреки неблагоприятным погодным условиям принял руководитель перехода подлодки капитан Сергей Жемчужнов. Главный военный прокурор Александр Савенков заявил "Первому каналу", что капитана доставят в военную прокуратуру Северного флота для следственных действий.
Пока неясно, будет ли лодка поднята на поверхность. Иванов отмечает, что "говорить о сроках сейчас преждевременно". "Пройдет, может быть, несколько месяцев, прежде чем будет готово безопасное техническое решение на подъем лодки", - говорит он.
Министр отмечает, что радиационный фон в районе гибели подлодки в норме. Ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ Евгений Мясников полагает, что оставлять лодку на дне нежелательно. По его словам, по полной схеме, включающей и утилизацию ядерного отсека, не была утилизирована ни одна лодка. "У нас нет возможности полностью изолировать реакторные отсеки", - утверждает эксперт. По мнению Мясникова, в результате случившейся аварии в долгосрочной перспективе существует риск нарушения герметичности реакторного отсека и радиоактивного загрязнения Кольского залива.
Эксперты отмечают плачевное состояние подводного флота. По словам зампреда комитета Госдумы по обороне Алексея Арбатова, детали гибели подлодки предстоит установить следствию, но в данном случае "очевидна безответственность" подводников. А директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отмечает, что из всех видов войск "флот у нас самый больной". Три года назад в Баренцевом море затонула действующая атомная подводная лодка "Курск", унеся жизни 118 подводников.
Мясников обращает внимание на проблему утилизации подлодок. Он отмечает, что примерно из 250 атомных подводных лодок от четверти до трети числится в боевом составе, а на начало этого года списано, по данным флота, 182.