Сборы "академиков"


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Спектаклем "Ревизор" открыл сезон Александринский театр - старейшая отечественная сцена. Накануне прессе представили нового художественного руководителя - московского режиссера Валерия Фокина.

Радужная режиссерская ситуация в Петербурге, которой года три-четыре назад так радовался стар и млад, сильно переменилась. Театрами по-прежнему часто руководят не режиссеры, а бывшие завлиты и директора, практически везде - неблагополучно, "новая режиссерская волна" тихо прибилась штилем к невским берегам. Те из недавних "молодых", кому досталось руководство театром, предпочитают им не руководить и по-прежнему удовлетворяются "промыслом" в других театрах, пренебрегая собственной труппой (Григорий Козлов в ТЮЗе). Те, кто мог бы руководить (Виктор Крамер, Андрей Могучий) , в отсутствие выгодных предложений ушли в шоу-бизнес и частные продюсерские проекты. Некоторые уехали из Питера (Юрий Бутусов). Кажется, только двое - Анатолий Праудин и Александр Галибин - обнаружили способность к руководству (Галибин три года, по контракту, был худруком богатого новосибирского "Глобуса", Праудин стоически делает свой бедный, но гордый театр). Кирилл Лавров ждет момента передать БДТ Григорию Дитятковскому, но и здесь ситуация непроста.

Вопрос о художественном руководстве Александринкой стоял давно. До последнего десятилетия стараниями Игоря Горбачева этот театр был запретной территорией, куда в течение двух десятилетий не ступала нога приличного человека. Директор Георгий Сащенко, поначалу распахнувший двери новой режиссуре, скоро вошел во вкус художественного руководства (а вкус у него, мягко скажем, не абсолютный) - и Александринка давно плутала, не имея внятной художественной линии. На эту богатую и запущенную территорию и пришел Валерий Фокин.

Его Центр им. Мейерхольда объявил прошлой осенью о совместной со старейшим театром пятилетней программе "Новая жизнь традиций". Министерство культуры выделило на программу деньги. Предполагалась постановка названий, впервые увидевших свет на сцене Александринки. Сам Фокин выпустил год назад "Ревизора". Далее был обещан Маттиас Лангхоф со "Смертью Тарелкина", но нынче Фокин констатировал: руководители программы, и он в том числе, проморгали тот момент, когда цеха забыли сделать декорации, и вместо спектакля имел место факт выплаты огромной неустойки и перезаключение контракта на 2004 г. Теперь вместо Лангхофа Григорий Козлов репетирует "Маленькие трагедии". Фокин по-прежнему анонсирует "Чайку" Кристиана Лупы и свой "Живой труп". Но это не скоро.

Пресс-конференция явно имела цитаты из двух пьес русской классики - "Бориса Годунова" и "Свои люди - сочтемся".

Прессу поставили в известность, что коллектив театра (народ) обратился в министерство с просьбой назначить Валерия Фокина худруком. Он долго думал и некоторое время не соглашался, затем согласился, по его словам, потому, что его заворожило пространство уникального театра. Но заподозрить Фокина в каком-то идеализме трудно. Он открыто объяснил, что заключил контракт на три года (а не на пять лет, как ему предлагалось) , потому что пришел грамотно распорядиться специальным финансированием, отведенным Александринке к грядущему 250-летию, улучшить это финансирование вообще и придать театру некое ускорение.

Действительно, в 2006 г. у старейшей русской сцены юбилей. Что такое предъюбилейный ремонт, строительство Малой сцены и международная программа празднования, не надо объяснять. Фокин не будет пока ничего ставить (он должен выполнить свои обязательства в других театрах) , его домом по-прежнему остается Москва, он будет появляться в театре, согласно контракту, четыре раза в месяц. В его руках управление не только художественной, но и всей финансовой частью. Директор Георгий Сащенко, под руководством которого писались прошения "народа", оказался в роли купца Большова из упомянутой выше пьесы Островского: он остался директором-распорядителем, без права финансовой подписи. Фокин предполагает создать в театре совет директоров.

Пять лет, на которые "не подписался" Валерий Фокин, предполагали бы долгосрочный "капитальный ремонт", рукодельную работу с разбухшей, разбалансированной труппой. Фокин объявил, что не предпримет ни одного увольнения - "все должны встретить юбилей". Он подписал контракт на три года - до завершения юбилейных торжеств, предпочтя путь не строительства театра, а косметического ремонта старейшей сцены (предполагается ремонт зала, возвращение голубых россиевских кресел, etc).

На самом деле традиции Александринки - не собственно режиссерские, это всегда был "театр прославленных мастеров" (которых теперь нет в помине) , и пришедший туда Мейерхольд не мучил там Варламова биомеханикой, а вписывал себя в ансамбль корифеев. Коллекционировать, селекционировать труппу не входит пока в задачи Фокина.

Самая острая тема - назначение на должность главного режиссера театра Александра Галибина (Фокин сам назначил его). Два абсолютно разных и самостоятельных режиссера в одном театре всегда проблема. Но другой вопрос еще парадоксальнее. Художественный успех настигал Александринку в этом десятилетии дважды и был связан с двумя режиссерами: Анатолием Праудиным ( "Мсье Жорж", "Горе от ума", "Мой бедный Марат") и Григорием Козловым (камерный спектакль "PS"). Лучшие спектакли Галибина были поставлены в Молодежном театре и театре "На Литейном", в Александринке же, увы, он трижды потерпел неудачи. Почему теперь выбран именно он, неясно, и как два лидера будут совместно осуществлять творческую программу - неясно еще больше.

Впрочем, на вопросы о программе Фокин пока отвечает очень общо. В перспективе сотрудничество с петербургской режиссурой (Козлов, Праудин, Бутусов, Могучий) , воспитание молодых режиссеров на будущей Малой сцене, постановка пьес молодых петербургских драматургов (их вообще-то пока совершенно нет, но, может быть, Валерий Фокин не в курсе). Реально объявлено одно название - "Маленькие трагедии". Премьера в декабре.