Сборы "академиков"


МХАТ им. Чехова открыл 106-й сезон. Перед прессой и актерами Олег Табаков объявил о том, что "подступился к формированию труппы" и "что это намного труднее, чем выпуск хороших спектаклей". В этом сезоне в труппу вошли Марина Голуб, Дмитрий Назаров, Алексей Гуськов, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Наталья Кочетова, Анатолий Белый, Алексей Агапов, а также выпускники Школы-студии МХАТ этого года Дарья Мороз, Екатерина Соломатина и Анастасия Скорик. Уволенным из театра актерам, имена которых Табаков афишировать бы не хотел, из внебюджетных средств выплачено по 30 000 руб. Ближайшая премьера театра - спектакль "Осада" Евгения Гришковца, далее заявлены "Мещане" Горького (режиссер - Кирилл Серебренников) , "Последняя жертва" Островского (режиссер - Юрий Еремин) , "Белая гвардия" Булгакова (режиссер - Сергей Женовач) , "Тартюф" Мольера (режиссер - Нина Чусова) , "Скрипка и немножко нервно" Светланы Савиной (режиссер - Александр Марин) и "Легкий привкус измены" Исхакова (режиссер - Марина Брусникина). В планах также спектакли по "Дворянскому гнезду" Тургенева, "Дон Жуану" Мольера, "Буре" Шекспира и пьесе англичанки Кэрол Черчил "Количество". После сбора труппы Олег Табаков ответил на вопросы "Ведомостей".

- Олег Павлович, как вам удается так легко доставать для театра огромные деньги?

- Люди бизнеса дают их под мое имя. Если говорить о тех трех годах, пока я во МХАТе, смело могу заявить, что из 100% финансирования театра процентов 40 безвозмездно, т. е. без всякого лоббирования интересов кого бы-то ни было, дал русский бизнес. Думаю, наш бизнес вполне созрел для того, чтобы поддерживать театр по душевной потребности, а не просто из-за того, чтобы себя рекламировать. Как частные деньги переплавлять в спектакли - очень важный аспект. Одним людям доверяют, другим нет. И это никакое не достоинство, это судьба. Я ведь в подвале (в "Табакерке") делал все это уже неоднократно. Конечно, там другие и суммы, и размеры. Кстати, если все получится, буду продюсером спектакля "Дядя Ваня" в постановке Карбаускиса. Репетиции он проведет в подвале, а выпускать будет во МХАТе. Если не воровать, можно справиться с любыми суммами.

- Недавно узнал, что спектакль "N 13" выручает такие средства, что на них можно снять кино. Скажите, а не было ли у вас мысли снять кинокартину с труппой МХАТ, как это сделал Алексей Учитель, заняв в своем фильме "Прогулка" почти всю труппу "Мастерской Петра Фоменко"?

- Нет. Моя мысль двинулась в другом направлении. Я начал переговоры с Игорем Толстуновым, очень серьезным, как известно, продюсером, о создании видеотеки МХАТа. Одним из серьезных ущербов, нанесенных переходом от социализма к капитализму, было отсутствие фиксации лучшей театральной продукции. А ведь когда смотришь те редкие записи, которые остались, каждый раз удивляешься, какая же внутренняя свобода у актеров, какие человеческие характеры! Ведь это беда: отсутствуют спектакли Эфроса, очень мало спектаклей Товстоногова, Ефремова. .. Впрочем, что продолжать этот некролог.

- Что вы вкладываете сегодня в понятие "общедоступный"?

- Вовсе не снижение цен на билеты. Надо двинуться в МАИ, в Институт имени Баумана. .. Я довольно активно предлагал сотрудничать с МГУ, но как-то ничего не вышло. Нам нужно ангажировать это поколение, а делать это активно возможно, только приезжая к ним; у них в Домах культуры можно играть и за другие деньги. Или я еду в провинцию, нахожу некую бизнес-структуру, которая выплачивает гонорар за спектакль, и тогда у меня есть возможность заняться ценообразованием с учетом покупательной способности региона. А способность эта разная: в Тюменской области - одна, а в Курской - совсем другая.

- А с точки зрения предоставления возможности реализоваться молодым и неизвестным режиссерам и актерам МХАТ общедоступен? Каков самый короткий путь во МХАТ?

- Доведение новой пьесы в новой режиссуре до зри-те-лей. Это очень практическое занятие. Эти фестивали, публичные чтения пьес - все это приятное времяпрепровождение интеллигентных людей, ничего больше. Все равно точкой отсчета в судьбе, скажем, драматурга Светланы Савиной будет день премьеры мхатовского спектакля по ее пьесе "Скрипка и немножко нервно". По-другому не получается. Театр - очень простое дело. Поиск новых имен - это та работа, которой я занимался и буду заниматься. Ведь в подвале новые пьесы ставились всегда.

- А режиссер, вам совершенно не известный, может прийти и поставить новую пьесу?

- Почему нет? Режиссер Тертелис, ученик Петра Фоменко, репетирует Gagarin-way Грегори Берка, вчерашний выпускник Школы-студии МХАТ Петрунь репетирует "Солдатиков" Владимира Жеребцова, Марина Глуховская будет ставить американский фарс "С балкона на балкон". Это для меня естественно, как, может, ни для кого.

- Для вас по-прежнему идеальная модель театра - "Комеди Франсез"?

- Думаю, она правильная. Но ведь это модель не только "Комеди Франсез", но и МХАТа до 1938 г. - потом все закостенело. Много думаю об этом. Сложность в том, что молодые режиссеры не хотят ни за что отвечать.

- Вам осталось работать во МХАТе два сезона. Вы уже задумываетесь над продлением контракта? Или же ищите того "ответственного" человека, который может стать вашим преемником?

- Это будет зависеть от реализации намерений власти помогать мне в обновлении материально-технической базы театра. Остальное я сделаю сам. Если спланировано все будет серьезно, тогда приму решение сообразно своему медицинскому обследованию. Нынешнее обследование говорит о том, что я еще ничего.

А о наследнике-то я же все равно буду думать. Ведь Олег Николаевич Ефремов говорил со мной о наследовании лет девять тому назад. Не на нас жизнь оканчивается.