ВЫХОД ИЗ ИРАКА: Заплатить и уйти


Просьба Джорджа Буша выделить еще $75 млрд на операции в Ираке свидетельствует о намерении США продлить оккупацию на неопределенное время. Президент пригласил и другие страны помочь деньгами и войсками. Это предложение следует отклонить до тех пор, пока не будет выработан четкий план быстрого выведения войск и передачи власти суверенному иракскому правительству.

Иракские инициативы Буша очень значительны и продолжают расти, по размеру затрат оставляя далеко позади проекты, связанные с образованием, повышением квалификации рабочих, контролем за распространением заболеваний и даже внутренней безопасностью. Одним движением президент выделил на Ирак около 1% ВВП будущего года - и это сверх суммы, эквивалентной 0,6% ВВП, выделенной за последние 12 месяцев.

В какой-то момент политическая взрывоопасность этих расходов станет очевидной, но не сразу. Значительная часть общества в США поддерживает жесткость позиции страны по отношению к врагу и ошибочно связывает Саддама Хусейна с террористическими актами 11 сентября 2001 г. Администрация пользуется неосведомленностью и страхами, царящими в обществе.

Между тем с точки зрения скорейшего восстановления Ирака американская оккупация бессмысленна. Даже контингент в 140 000 человек не способен остановить разрушение инфраструктуры, что уже привело к сокращению экспорта нефти на 1 млн баррелей в день, что эквивалентно потере $10 млрд в год по нынешним ценам. Саботаж продолжится, поскольку американцы - раздражающий фактор для целого ряда группировок, включая преданных баасистов, националистов-шиитов и новоприбывших боевиков "Аль-Каиды". Трубопроводы, опоры электропередачи, объекты водоснабжения - уязвимые цели, точно так же как и американские патрульные, которые продолжают погибать под пулями снайперов и от взрывов террористов.

У США нет четкого плана создания легитимного иракского правительства. Один из шиитских лидеров, с которым связывались определенные надежды, недавно был убит. Не исключено, что та же судьба ждет и других умеренных коллаборационистов. Даже если большинство иракцев поддержит дружественное США правительство, несогласное меньшинство будет в состоянии парализовать его работу с помощью террора и разжигания национализма.

Эти проблемы существовали бы в любом случае, но ситуацию усложняют взаимоотношения между шиитским, суннитским и курдским населением, а также наличие противоборствующих сил внутри этих групп. Учитывая историю деятельности США в этом регионе, можно сказать, что поддержка демократии на практике окажется поверхностной, особенно когда исламские партии добьются успеха, что непременно произойдет.

Буш и его команда убеждены, что положение стабилизируется шаг за шагом. Антитеррористические рейды помогут нейтрализовать атаки, улучшение в работе систем жизнеобеспечения и городских служб обратит народ в сознательных сторонников США, а продолжающееся военное присутствие постепенно будет принято населением как нечто само собой разумеющееся.

Через те же иллюзии прошел Израиль на Западном берегу, Россия и США в Афганистане. Оккупационная стратегия не работает, потому что она порочна в самой сердцевине. Сами мотивы поведения оккупантов не принимаются значительной частью населения.

Порочность оккупационной стратегии в Ираке состоит в том, что США пришли туда не для того, чтобы создать демократическое общество, ускорить экономическое развитие, ликвидировать оружие массового поражения или уничтожить террористов, а для того, чтобы создать там долговременную военную и политическую базу для защиты нефтяных потоков с Ближнего Востока. Именно так выглядит причина присутствия США в глазах большинства населения стран Персидского залива. Этот регион в течение последних ста лет испытывал презрительное отношение к себе со стороны Британской империи, а затем со стороны США. Эти империи не поддерживали демократические преобразования, способствовали свержению популярных режимов, солидаризируясь с автократическими и коррумпированными лидерами, - все это всегда ради нефти.

Американцы и британцы, возможно, не помнят - а может, эти воспоминания не поощряются - о том, что США и Великобритания поддерживали Саддама Хусейна в 1980-е гг. , когда он воевал с Ираном. Только позже он стал рассматриваться как Гитлер 90-х гг. Народ Ирака, а также население других стран региона не забывают таких вещей.

В Ираке не выработан курс на достижение стабильности, тем более на построение демократии, но это не причина для продолжающегося присутствия США в регионе. Чем дольше будет длиться присутствие США, тем дольше в Ираке будет продолжаться политическая и экономическая агония. Все более популярный аргумент состоит в том, что даже если начинать войну в Ираке было ошибкой, то США не могут просто "все бросить и бежать", поскольку тогда американцы будут выглядеть трусливыми и беспомощными перед своими недругами. Но сторонники этого взгляда не хотят признавать, что продолжение оккупации лишь оттягивает поиск настоящих решений, а не помогает ему, причем все это приводит к огромным потерям - и человеческих жизней, и финансовых средств.

Приемлемым курсом было бы введение мандата ООН и передача власти иракцам в течение года с одновременным принятием графика вывода американских войск с заменой их силами из мусульманских стран. Ираку не нужна будет иностранная помощь уже с 2005 г. , поскольку это жизнеспособная страна, располагающая вторыми по величине в мире запасами нефти. Большой помощи не понадобилось бы и в будущем году, ведь Ирак мог бы получить $10 млрд, если бы трубопроводы с гарантией функционировали нормально. Никакого восстановления не будет, если трубопроводная инфраструктура по-прежнему будет разрушаться.

Если США уйдут быстро, то смогут сэкономить по крайней мере $40 млрд на оккупационные расходы в ближайшие 12 месяцев и передать около $10 млрд из этих непотраченных средств в иракский бюджет. В качестве помощи на ближайший год этой суммы будет вполне достаточно, и привлечения средств от других стран не потребуется.

Прося об увеличении финансирования, администрация не попросила ни о каких жертвах со стороны общества - ни о сокращении госрасходов, ни об увеличении налогов - а вместо этого просто увеличила дефицит бюджета до огромной суммы в $525 - 535 млрд на 2004 финансовый год. Президент Буш удвоил свою ставку в Ираке и в этой опасной игре может проиграть весь мир. (FT, 10. 09. 2003, перевел Максим Трудолюбов) Автор - директор Института Земли при Колумбийском университете.