НАВСТРЕЧУ КРИЗИСУ: Спасти Китай может только чудо


Китай сегодня экспортирует не только игрушки, электронику и продукцию текстильной промышленности, но и поводы для беспокойства.

Предприниматели, государственные деятели и военные повсюду тревожатся по поводу тех бед, которые Китай способен натворить. Джон Сноу, американский министр финансов, обеспокоенный дефицитом торгового баланса США, недавно посетил Пекин, пытаясь добиться изменения заниженного курса юаня. Китайская экспортная продукция и так считается очень дешевой, а нынешняя ситуация с валютными курсами делает ее еще дешевле. Чиновники из Пентагона опасаются, что успехи Китая в экономическом и военном развитии позволят этой стране отобрать у США глобальную доминирующую позицию. Мексиканский президент Висенте Фокс сокрушается по поводу агрессивной тактики Китая, лишающей Мексику заказов в области легкой промышленности. Германию и Японию тревожит дешевизна китайского экспорта, способствующая обострению проблем с дефляцией в этих странах.

Как правило, основой всех подобных опасений является убежденность в силе Китая. Однако в действительности источником угрозы может стать его слабость. Почти наверняка в ближайшие 10 лет Китай ожидает крупная катастрофа, которая замедлит экономический рост и дестабилизирует политическую систему. Характер этой катастрофы предугадать трудно. Возможно, это будет кризис в стиле 1990-х - тогда страна пережила финансовый крах, после которого, однако, на удивление быстро оправилась. Не исключена и политическая перетряска в стиле 1960-х, способная застопорить прогресс на долгие годы. Скорее всего, случится что-то смешанное - кризис начнется с обострения финансовых проблем и затем перерастет в политический катаклизм с мощными социальными потрясениями.

Почему же политико-экономический кризис в Китае неизбежен? Дело в том, эта страна начала очень масштабные социальные, экономические и политические изменения, а до сих пор ни одной стране еще не удавалось пройти через такие преобразования без катастроф, нарушающих даже самые совершенные планы.

Возьмем для примера проблему урбанизации. В ближайшее время можно ожидать, что порядка 12 млн сельских жителей Китая будут ежегодно переселяться в города. По самым умеренным оценкам, затраты, связанные с этим процессом, составят порядка 4% от ВВП. Возникающие при этом потребности в развитии городской инфраструктуры и социальных служб удовлетворить практически невозможно. Достаточно сказать, что сеть дорог в Китае расширяется на 6% в год, а парк автомобилей - на 10%. В развитие системы водоснабжения Китай за последние пять лет инвестировал столько же, сколько за предшествующие четыре десятилетия, однако нехватка воды по-прежнему является насущной проблемой. То же касается и электроэнергетики - отключения света случаются регулярно, порождая неизбежную социальную и политическую напряженность. Традиционная для Китая коррупция еще больше усугубляет эти проблемы.

Экономические реформы вносят свою лепту в создание этой взрывоопасной ситуации. Избранная руководством страны модель постепенной либерализации рынка в сочетании с медленными политическими преобразованиями не позволяет сделать реформу гладкой. На практике этой "постепенностью" все чаще пытаются оправдать и объяснить ступор, парализовавший реформу.

Политический паралич отчасти объясняется растерянностью и робостью властей - ведь политические последствия экономических преобразований очень трудно предугадать. В частности, установить рыночный курс национальной валюты гораздо легче, чем удержать в руках рычаги управления после этого шага. Дестабилизирующий эффект от вступления страны в ВТО уже сейчас начинает проявляться. Чересчур "постепенная" дерегуляция финансового сектора приводит к быстрому накоплению безнадежных долгов - по мнению экспертов, эту проблему нельзя решить без ограничения влияния государственных предприятий и сокращения рабочих мест в производственных отраслях. Для 800-миллионного сельского населения Китая ситуация складывается еще хуже - здесь средние заработки составляют лишь порядка 15% от городских. Чтобы удержать безработицу на селе в пределах 20% , требуется ежегодный рост экономики на 7% в год.

Подобные темпы роста возможны только при стечении сразу нескольких чудесных обстоятельств. Первое из них - сохранение политической стабильности. Но, как отметил известный китайский ученый Миньсин Пэй, если посчитать суммарное время, в течение которого в истории страны царили политический хаос и смуты, получится более 1000 лет. Чтобы снова не ввергнуть страну в хаос, от властей требуется виртуозная координация в применении мер по регулированию и либерализации. Печально то, что в мире нет ни соответствующих рецептов, ни успешного опыта подобных преобразований без потрясений. И если это получится у Китая, можно будет действительно говорить о чуде. (FT, 14. 09. 2003, перевел Александр Сафин).

Автор - главный редактор журнала Foreign Policy