ПРОЕКТ "Б": Инвестиции в выживание


Олигархам придется подружиться с русским народом. Потому что для них это вопрос выживания.

Сегодня российский крупный бизнес абсолютно не легитимен в своей стране. Дело даже не в том, что 77% населения, по данным "РОМИР Мониторинга", отрицательно к ним относится и требует пересмотра итогов приватизации. Все гораздо хуже: олигархи не имеют опоры ни в одной из общественных прослоек. Даже предприниматели - самая продвинутая и лояльная к богатству часть населения - их не любят и желают им всего самого наихудшего. По подсчетам "РОМИР Мониторинга", 72% отечественных бизнесменов уверены, что крупные капиталы в России заработаны нечестно. В общей сложности 77% предпринимателей выступают за частичный или полный пересмотр итогов приватизации, и те же 77% призывают власть использовать при этом Уголовный кодекс.

Разумеется, статистика по рабочим, военнослужащим, безработным, пенсионерам и домохозяйкам еще менее утешительна. Короче, в нашем раздробленном обществе есть один несомненный консенсус, национальная идея - нелюбовь к крупным капиталистам.

Поэтому квалифицировать нынешнюю атаку силовиков на олигархат как обычную борьбу лоббистских кланов категорически неверно. Это борьба здоровой, с точки зрения общества, силы с ненавидимой прослойкой населения, несправедливо консолидировавшей национальное богатство.

Конечно, от этой неприятности можно отбиваться деньгами, пока у левой идеи нет вменяемых спикеров и симпатичных лиц, отличающихся от Зюганова, Райкова или Глазьева. Если олигархат продолжит игнорировать существование сложившегося не в его пользу общественного консенсуса, у левой идеи появится новый модный лидер. И тогда ситуацию будет не удержать.

Удивительно, почему РСПП занимается сколь угодно специальными частностями - тарифами монополий, промполитикой, административной реформой, механизмом возврата НДС и пр. , - не решив базовой, политической проблемы. С чего крупный бизнес взял, что можно долго оставаться хозяевами жизни в настолько левой стране? И почему у олигархов до сих пор не родилось вменяемого политического проекта по исправлению ситуации?

Почему при РСПП до сих пор не создан фонд на $500 млн со звучным названием и симпатичным лидером, который под камеры федеральных каналов решал бы проблемы населения, пострадавшего от наводнений, цунами, землетрясений, террористов и чиновников? Почему при этом же фонде нет мощной правозащитной организации, которая в отличие от нынешних клоунов-омбудсменов реально боролась бы за права человека в России? Почему при РСПП до сих пор не создано нормального венчурного фонда, активная деятельность которого могла бы исправить имидж крупного бизнеса в глазах малого и среднего бизнеса? Денег жалко?

Кажется, если выразить в деньгах риск потерять все из-за ожидающейся активности силовиков в период 2004 - 2008 гг. , получится, что инвестиции в общество окажутся для олигархов невероятно выгодными, сравнимыми с инвестициями в чиновников в период приватизации. Собственно, в схватке с силовиками за влияние на общество на стороне крупного капитала есть всего два преимущества - деньги и мозги. Что же они их не используют?