Иена подыгрывает юаню


Стремясь защитить своих производителей, США добиваются от Китая ревальвации юаня, который сейчас привязан к американскому доллару. Пекин отказывается выполнять требования Вашингтона, зато призывы к другим странам либерализовать курсообразование уже привели к тому, что иена и другие азиатские валюты потяжелели по отношению к доллару. Если ослабление доллара не остановится, то попытка Белого дома защитить рабочие места в Америке вызовет отток производства в Китай из других азиатских стран.

Под давлением Kонгресса, промышленных кругов и профсоюзов администрация США добивается от Китая ревальвации юаня. По мнению Белого дома, искусственно поддерживая заниженный курс национальной валюты, Пекин субсидирует своих экспортеров, что ведет к потере рабочих мест в США. Во время недавнего визита в Китай министр финансов США Джон Сноу пообещал добиться, чтобы Пекин "услышал наши пожелания о поддержании гибкого курса" юаня, а в субботу с заявлением в поддержку плавающего курса выступили министры финансов "большой семерки".

Однако пока к доллару растет не юань, а японская иена. С начала года Банк Японии потратил $80 млрд на валютные интервенции, чтобы удержать иену от укрепления, однако в конце июля интервенции прекратились. В понедельник, после заявления "семерки", курс иены к доллару поднялся до двухлетнего максимума, рост продолжился и в последующие дни. В понедельник вечером в Нью-Йорке доллар продавали за 112,13 иены, а утром в среду курс был уже 111,7. С января по сентябрь иена подорожала к доллару на 6%.

Экономисты надеются, что японское правительство не допустит дальнейшего удорожания иены. "Мы по-прежнему ожидаем, что Токио предпримет массированные интервенции на азиатских рынках", - говорит Джонатан Андерсон, главный экономист по Азии в гонконгском отделении UBS. В противном случае компании в Японии, а также в Южной Корее и на Тайване, где курсы местных валют обычно колеблются вслед за иеной, могут понести потери. Больше всего, по мнению экспертов, может пострадать Южная Корея, экономика которой по-прежнему страдает от слабого внутреннего спроса. Укрепление южнокорейской воны может оказаться той соломинкой, которая "переломит спину верблюда", считает Йан Макленнан из UBS.

Особенно чувствительны к росту иены японские автомобилестроители, поставляющие большую часть своей продукции в США и другие страны. Краткосрочные колебания курса не влияют на автопроизводителей (те заключают контракты на месяцы вперед) , но стабильное удорожание иены к доллару может существенно сократить их прибыли. "Укрепление иены, несомненно, окажет негативный эффект", - говорит пресс-секретарь Nissan Motor Corp Джерри Спан. Планируя свою деятельность на текущий год, компания исходила из среднего курса в 120 иен за доллар, и снижение среднего курса на каждую иену будет означать падение операционной прибыли на 10 млрд иен ($89 млн) , или 1%. По оценкам Toyota Motor Corp, повышение среднего курса на одну иену обойдется корпорации в 20 млрд иен ($178 млн).

Поскольку китайский юань привязан к доллару, по мере удорожания иены, воны и тайваньского доллара дешевая рабочая сила в Китае будет становиться все более привлекательной для азиатских корпораций. По словам пресс-секретаря Samsung Electronics Co. Джеймса Чунга, менять планы на текущий год уже поздно, но "если иена и вона продолжат расти к доллару, наша зависимость от Китая может увеличиться". Перевод значительной части промышленного производства из других азиатских стран в Китай позволяет корпорациям отчасти компенсировать снижение прибыли, вызванное удешевлением доллара. Тем не менее, по словам Чунга, компания "внимательно следит за развитием ситуации". Во вторник Deutsche Bank снизил свои рекомендации по акциям Samsung с "покупать" до "держать", объяснив свое решение удорожанием воны. По словам представителя Taiwan Semiconductor Manufacturing Co, его компания пока не знает, как скажется на ней удорожание тайваньского доллара к американскому, а производство микропроцессоров недостаточно трудоемкое, чтобы оправдать масштабный перевод мощностей в Китай. Тем не менее компания планирует открыть завод в Китае до конца года. (WSJ, 24. 09. 2003, Игорь Федюкин)