Регионы обогнали столицу


В российском кинопрокате произошел переворот - в регионах прокатчики начали зарабатывать больше, чем в Москве. По оценкам журнала "Кинобизнес сегодня", в этом году кинофильмы 70% сборов делали в региональных кинотеатрах, и участники рынка предсказывают, что доля Москвы продолжит снижаться.

Еще пять лет назад о кинопрокате в регионах говорить было практически нельзя - 90% сборов от продажи билетов приходилось на столицу. Но в этом году ситуация изменилась: открытие в провинции современных кинотеатров привело к тому, что доля столичных кинотеатров в российских сборах упала приблизительно до 30%. Гендиректор компании "Невафильм" Олег Березин считает эту оценку, приведенную в экспертами журнала "Кинобизнес сегодня", "близкой к реальной". Он отмечает, что "сборы в кинотеатрах Москвы в ближайшее время достигнут своего максимума, тогда как регионы продолжат расти". По его мнению, в будущем на Москву может приходиться 20 - 25% бокс-офиса.

Участники рынка и аналитики объясняют эту тенденцию появлением в российских городах современных кинотеатров и, следовательно, ростом интереса жителей городов к этому виду развлечений. Недавно завершенное исследование компании Magram Market Research выявило, что в крупных российских городах молодые люди в возрасте 18 - 35 лет называют посещение кинотеатров и просмотр свежих кинофильмов своим любимым времяпрепровождением. Посещение кафе-ресторанов и дискотек занимают соответственно лишь вторую и третью позицию. Интернет и занятия спортом - четвертую и пятую.

"Интерес к посещению кинотеатров в последние годы все время растет. Это универсальный способ времяпрепровождения, подходящий людям любого социального статуса и интеллектуального уровня, - говорит президент Magram MR Марина Малыхина. - Кроме того, раньше кинотеатры не предлагали зрителям таких комфортных условий, которые они обеспечивают сейчас".

Министр культуры Московской области Галина Ратникова подтверждает, что, например, жители Подмосковья сейчас стали гораздо чаще ходить в кино, чем еще пару лет назад. Она отмечает, что зрители в первую очередь идут в отремонтированные кинотеатры, желая, чтобы там "были супермягкие кресла, Dolby-звук". В Московской области 51 муниципальный кинотеатр, и, по словам Ратниковой, часть из них предполагается передать в аренду компаниям, готовым потратиться на их реконструкцию.

Крупные инвесторы уже заявили о проектах в провинции. У основных игроков российского рынка большие виды на регионы, где киносети пока практически не представлены.

"Поскольку сейчас кинобизнес в столице развился до такой степени, что мест для кинотеатров перестает хватать, естественно, что бизнесмены обращают свое внимание на регионы, - говорит гендиректор сети "Киномакс" Владимир Федоров. - Там меньше конкуренция, однако интерес к кино точно такой же, как в Москве". Федоров считает, что крупные сети сразу займут значительную часть рынка кинопроката тех городов, куда они придут, так как местные операторы, как правило, работают с одно-двухзальными кинотеатрами, а сеть может открыть, например, семизальный мультиплекс с московским репертуаром.

Компания "Техсоюз" (развивающая сеть кинотеатров "Киномакс") , в отличие от большинства крупных игроков на российском рынке кинопоказа, начинала свой бизнес с регионов. Сейчас в сеть "Киномакс" входит восемь региональных кинотеатров и четыре московских. "Киномакс" открывает трехзальный кинотеатр в Волгограде, двухзальный в Саранске и трехзальный в Томске.

Компания "Синема Парк", созданная "Интерросом" и студией Никиты Михалкова "Три Тэ", объявила о планах построить в 2003 - 2004 гг. 20 мультиплексов в Краснодаре, Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Красноярске, Казани и Новосибирске. Первый девятизальный кинотеатр компании откроется в Москве этой осенью. В расширение своей сети "Синема Парк" намерена инвестировать до 2007 г. $84 млн.

Компания "Инвесткинопроект", развивающая сеть "Киноплекс" (сейчас управляет кинотеатром "Киноплекс на Ленинском") , строит восьмизальный мультиплекс в Ярославле и шестизальный в Волгограде. В 2003 - 2007 гг. планирует открыть около 30 многозальников, в том числе в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове.

"Формула кино менеджмент", управляющая сейчас 20 кинотеатрами в России, приступила к строительству многозального кинотеатра в Подольске, а также собирается строить их в Красноярске, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде.

Алексей Бугров, директор по продажам компании BFC (сеть "Киносфера", управляющая первым в России кинотеатром технологии IMAX) , рассказал, что BFC планирует построить кинотеатры IMAX во всех российских городах-миллионниках.

Олег Березин из компании "Невафильм" отмечает, что в России остались регионы, жители которых вообще не видели современных кинотеатров. Например, в Оренбургской и Пермской областях (в каждой проживает более 2 млн человек) по два современных кинотеатра, в Брянской области и Республике Удмуртия - по одному. Вообще нет хороших кинотеатров в Мордовии, Алтайском крае, Еврейской автономии, Туве и Чеченской республике. К последней пока никто из инвесторов интереса не проявляет, Мордовии повезло больше - в ее столице открывает кинотеатр "Киномакс". Федоров рассказывает, что "Киномакс" решается делать свои кинотеатры и в сравнительно небольших городах (например, во Владимире и Тюмени) , выбирая те, в которых до 90-х гг. была высокая зрительская активность.

По данным "Невафильма", основанным на информации дистрибьюторов кинофильмов и поставщиков оборудования для кинотеатров, сейчас в стране около 350 работающих кинотеатров на 530 кинозалов. Через год к ним должно прибавиться, по прогнозам "Невы", еще порядка 50 кинотеатров, главным образом многозальных, в результате чего число кинозалов увеличится чуть ли не вдвое.

По прогнозам "Невафильма", развитие кинопроката непременно приведет к снижению цен на билеты в кино. Средняя цена билета в регионах почти в два раза ниже, чем в Москве, - $2,6 против $5 за билет. В 2004 г. в среднем по России цена снизится на 7%.