Ни пиратам, ни академикам


НЬЮ-ЙОРК - Американскую Академию киноискусства сотрясает скандал, к которому она вроде бы не имеет прямого отношения. Главный лоббист Голливуда Джек Валенти, возглавляющий Ассоциацию американских кинопромышленников (MPAA) , объявил на днях о вводимом запрете на рассылку членам академии просмотровых видеокассет и дигитальных дисков с фильмами, выдвигаемыми студиями-производителями и дистрибьюторами на премию "Оскар".

Практика рассылки скринеров (screeners) возникла 12 лет назад и получила широчайшее распространение. Студии, как мейджоры, так и независимые ( "инди") , понимая, что у членов киноакадемии времени и особого желания часто бегать в киношку нет, доставляют им свой продукт на дом по почте в видеоварианте, а в последнее время и на DVD. Разумеется, доставляют бесплатно. Сиди, смотри, а потом голосуй.

Причина запрета? Борьба с пиратством. Как объяснил Валенти, самих почтенных киноакадемиков в сотрудничестве с черным рынком никто, упаси бог, не подозревает. Но халявные кассеты и диски, получаемые в большом количестве, часто передаются ими своим родственникам и друзьям, а уж дальше пути их бывают вполне исповедимы. Конкретных обвинений глава MPAA не приводит, но крепко намекает, что ручеек перекачки кассет на подпольные тиражные фабрики засечен.

"Страшные тучи сгустились над лагерем независимых", - бьет тревогу рупор кинобизнеса Variety. Дело в том, что рассылка кассет голосующим академикам практически уравнивала шансы больших и маленьких кинофирм. Миниатюрные продюсерские фирмы не могут позволить себе, как это делают киты Голливуда, арендовать на долгое время просмотровые залы в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лондоне, т. е. в местах концентрированного обитания киноакадемиков. Теперь же из-за запрета козыри вновь получают мейджоры.

Многие члены академии выразили неприятие объявленного запрета. Да и ряд студий встал в позу. Пробежал слух, что могучий шеф Miramax Харви Вайнстайн не подчинится. Но лидер бывшего флагмана "инди", с потрохами купленного Disney, пробормотал в прессе нечто вполне конформистское: мол, ничего против запрета не имею, раз надо бороться с пиратством - значит, надо.

Как считают голливудские эксперты, если бы этот запрет существовал в последние годы, то оскаровских номинаций могли недосчитаться такие громкие артхаусные хиты, как "Бал монстров", "Поллок", "Правила виноделов", "Поговори с ней", "Боги и монстры". Если бы не спасительные скринеры, пронзительная драма "В спальне" никогда не получила бы пяти номинаций и всемирной известности.

А сегодня в панике студия Fine Line, она уже растиражировала и собиралась рассылать на кассетах каннского триумфатора - "Слона" Гаса Ван Сента. Focus Features следует забыть об отправке академикам и критикам "Бассейна" Франсуа Озона. А Sony Pictures Classics надо ломать голову, как заманить пресыщенных оскаровцев в кинозалы на документальную ленту "Туман войны".

"Сильно пострадают небольшие компании и малобюджетные фильмы независимо от того, кто их прокатывает", - полагает глава дистрибьюторской фирмы ThinkFilm Марк Урман.

Впрочем, истинные "инди", не связанные корпоративными узами с голливудскими монстрами, формально имеют право не подчиниться запрету MPAA. Однако скорее всего уважат решение старших товарищей - тут действуют скрытые пружины давления, подобные добровольно-принудительному механизму всеобщего приятия рейтинговой системы. С рейтингами, определяющими возрастной сегмент аудитории, история простая. Можно и не платить больших денег за их получение, зато потом твой безрейтинговый фильм 99% кинотеатров не возьмут на показ, опасаясь порнухи или экстремизма.

Теперь, в свете запрета и старта оскаровской гонки, самый горячий товар в Голливуде - просмотровые залы. Мейджоры почти все их зафрахтовали до зимы. Обозреватели толкуют о сговоре больших студий кинобизнеса, решивших иезуитским запретом скринеров взять реванш у расшалившихся "инди", получающих все больше и больше "Оскаров".

"Борьба с пиратством - дымовая завеса, - считает культовый режиссер Джон Уотерс, живущий в Балтиморе. - Думаю, студиям просто обрыдло каждый год проигрывать независимым. Решение сугубо элитистское. Если ты не живешь в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе, как тебе увидеть выдвигаемые фильмы? " Что касается борьбы с пиратством, то Уотерс считает свою репутацию незапятнанной. Оскаровские скринеры навынос родным и друзьям он дает, оказывается, под расписку и строго на два дня. Исключение постановщик "Розовых фламинго" не делает даже для любимой мамочки.

Самое резкое заявление сделала компания IFP устами исполнительного директора Мишель Берд. В нем три главных пункта.

Во-первых, запрет, сделанный уже в ходе оскаровской гонки, серьезно уменьшит разнообразие и снизит качество фильмов как независимых, так и мейнстрима. Поскольку резко уменьшаются шансы смелых и маргинальных фильмов получить "Оскар", их просто не будут затевать и снимать.

Во-вторых, почему-то козлами отпущения сделали тех, кто в пиратстве меньше других повинен, - членов киноакадемии и других инсайдеров. Все прекрасно знают, что главный источник пиратства - тайная съемка на видео с экранов кинозалов, причем в большей степени не в Америке, а в других странах.

В-третьих, от запрета проиграют артхаусные фирмы, а также актеры и режиссеры, а главное - сама публика, которая не увидит наиболее артистичные и неординарные киноленты.

Заявление IFP подписали Роберт Олтмен, Стив Бушеми, Селма Блэр, Билл Кондон, Хилари Свэнк, тот же Джон Уотерс и другие уважаемые голливудцы.

С протестами выступили и организации кинокритиков, которые, кстати, тоже входят в привилегированный круг получателей предоскаровских скринеров. "Мы настоятельно призываем MPAA пересмотреть решение о запрете", - сказал Джин Оппенхаймер, глава Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса. А в заявлении Общества онлайновых кинокритиков (OFCS) предлагается поискать другие, сугубо технологические решения для предотвращения пиратства. Например, "зашивать" в изображение или саундтрек скринера индивидуальную кодировку, по которой даже после многократного тиражирования можно найти первоисточник утечки.

Сама академия демонстративно парит над схваткой. Я получил по почте весьма необычный меморандум, подписанный ее пиар-шефом Джоном Павликом. В нем весьма раздраженно растолковывается, что Валенти вовсе не возглавляет академию, а та не имеет никакого отношения к студийным скринерам. И дается ценный совет: "Мы всегда призывали своих членов смотреть фильмы на большом экране, для чего они и предназначены, оценивать свои впечатления на основании именно этого полноценного восприятия, а не голосовать по впечатлениям от телевизионного экрана".

Вот и глава Нью-Йоркского общества кинокритиков Эндрю Джонстон заметил, что оно все, может, и к лучшему - ведь большое кино и вправду следует смотреть на большом экране кинозала, а не на разных суррогатных экранчиках-мониторчиках.