В ЦЕЛОМ: Не надо, мы сами


Российские банки спешат проявить инициативу в борьбе с отмыванием капитала, боясь, что государство без их участия создаст систему, которая распугает клиентов и позволит контролировать их бизнес.

К тому же система эта пока что не выглядит эффективной. Для борьбы с преступными доходами необходимы комплексные меры.

Парад чиновников.

На конференции с длинным названием "Актуальные вопросы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма", которая проходила 16 - 17 сентября в "Марриотт Гранд Отеле", среди докладчиков преобладали государственные деятели: крупные правительственные чиновники, депутаты, сотрудники Центрального банка, Комитета по финансовому мониторингу, Генпрокуратуры. При этом инициаторами конференции выступили представители банковского бизнеса - Ассоциация российских банков. Исходя из объяснений президента АРБ Гарегина Тосуняна, данных им в интервью "Ведомости ФОРУМ", можно понять, что представляемая его организацией часть банковского сообщества заинтересована в обсуждении этого вопроса прежде всего потому, что опасается закручивания гаек со стороны государства. То есть АРБ действует по принципу "не надо, я сам", надеясь, что своевременная инициатива защитит банки от строгостей госчиновников.

"У нас государство делает вид, будто в этом заинтересованы только государственные органы, которые якобы являются главными радетелями за интересы рынка, - говорит Тосунян. - Поэтому, дескать, надо постоянно увеличивать численность чиновников, давать им дополнительные полномочия, увеличивать бюджет. Но на самом деле это не так". По словам Тосуняна, участники рынка многие вопросы способны решать на уровне саморегулирования.

На самом деле, в активном вовлечении банков в борьбу с отмыванием в определенном смысле заинтересовано и государство. Комитет по финансовому мониторингу, занимающийся сбором информации о подозрительных операциях, - не следственный орган, а лишь организация, занимающаяся сбором информации. В этой ситуации автоматически следственные функции перекладываются на банки. У сторонних наблюдателей это вызывает беспокойство. "Государство делает слишком сильный упор на активную роль банков в наблюдении за своими клиентами, - говорит юрист американской юридической фирмы "Маркс и Соколов" Джин Берд. - Это тревожная тенденция, и она заслуживает пристального внимания со стороны деловой общественности России. Банки не должны шпионить за клиентами. Они, конечно, должны играть важную роль в борьбе с отмыванием, но прежде всего их задача - служить легитимным интересам клиентов и получать прибыль".

Где комплексные меры?

Большой недостаток российских методов борьбы с отмыванием в том, что государство пока не применяет комплексных мер. Например, желая контролировать финансовые потоки, оно забывает о подставных лицах и компаниях-однодневках. По мнению председателя правления Пробизнесбанка Александра Железняка, для начала нужно устранить возможность регистрации компаний-однодневок. "Запретите на шизофреников, алкоголиков, на мертвые души и утерянные паспорта регистрировать компании, - говорит он. - Сейчас на одного человека, с которого невозможно ничего спросить, регистрируют по 50 - 60 компаний". По словам Гарегина Тосуняна, очень важно также решить массу вопросов в области фискальной политики, финансовой инфраструктуры общества. "Нужна стимулирующая система налогообложения. Нужно сделать так, чтобы люди были заинтересованы вытащить из-под матрасов свои средства и пустить их в оборот", - говорит президент АРБ.

Где отмывание?

Но более всего реальную активность банков в борьбе с отмыванием ограничивает то, что отмывания в России практически нет. Как подчеркивает партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин, в нашей стране в большинстве случаев происходит загрязнение, а не отмывание денег. Выручка от коммерческих операций переводится в наличные с целью ухода от налогов и вывоза денег за границу. Тогда как отмывание - процесс обратный. Скажем, когда наличные деньги, полученные за торговлю наркотиками или в результате уклонения от налогов, переводятся в безналичную форму в виде вкладов на банковские счета, в виде инвестиций. Поэтому, с чем конкретно борется сейчас государство, неясно. "В России встает вопрос о законодательном определении, является ли загрязнение чистых денег уголовно наказуемым деянием, - корректно поясняет Джин Берд из "Маркс и Соколов". - Если это будет определено, если уход от налогов будет признан уголовным преступлением, то сфера охвата законодательства об отмывании будет значительна расширена".

Под колпаком.

Все игроки банковского рынка осознают, что основной причиной создания системы отслеживания подозрительных банковских операций были требования FATF. Однако, создавая фасад, государство все-таки создает действующую систему контроля. И всех волнует вопрос, как эта система может быть использована.

"Любая информационная система создается для решения определенных задач, - сказал на конференции председатель совета директоров АКБ "Агрохимбанк" Владимир Гамза. - Если система создана для борьбы с преступностью, то и продукт должен быть соответствующий. Если система создана для другого, то скорее всего мы получим продукт для контроля за бизнесом".

Государственные чиновники честно признаются, что собираются весьма активно использовать данные о подозрительных операциях. "Через 4 - 5 лет будет создана солидная федеральная база, которая будет использована в любой работе - в нашей аналитической деятельности, в работе правоохранительных органов, - говорит председатель Комитета по финансовому мониторингу Виктор Зубков. - К примеру, что-то случилось в 2007 г. Запрос автоматически идет в базу, эта организация сразу высвечивается. Видны все ее потоки - сколько получала денег, куда направляла деньги". Таким образом, под "колпак" попадают не только однозначно виновные в отмывании лица и компании, но и все те, кого просто подозревают. Пока что характер финансовых операций большинства российских компаний таков, что подозревать можно очень и очень многих.

Бен Ладен в банк не придет.

Что касается борьбы с финансированием терроризма, то эту тему вообще сложно считать достойной обсуждения. Банки, конечно, получают от государства списки лиц и организаций, замешанных в террористической деятельности. Но сложно поверить в то, что террористы ведут свою экономическую деятельность не через подставных лиц. "Вряд ли Шамиль Басаев придет в Пробизнесбанк и откроет счет", - говорит комплайнс-контролер Пробизнесбанка Павел Кириллов.