В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: Проблемы координации


Если оценивать качество поступающей к нам информации, то необходимо отметить, что самые подготовленные и полезные для нас сведения мы получаем от организаций кредитной системы. С подавляющим большинством банков у нас налажены конструктивные отношения. Отличаются большим объемом и высоким качеством предоставляемых материалов Сбербанк России, МДМ-банк, Альфа-банк, Внешторгбанк, Промстройбанк, Арес-Банк, Уралсиб-Банк, Автобанк-Никойл, Банк Москвы, КИП-Банк. Наиболее активное взаимодействие Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу осуществляет с Центральным банком Российской Федерации.

Государство противостоит.

Легализованные и запущенные в оборот грязные деньги приносят немалый вред государству и обществу. Незаконные доходы теснят на рынках деньги чистые, привлекают дурным примером ( "не все же попадаются! ") законопослушных граждан и предпринимателей.

Этим серьезным явлениям, представляющим реальную угрозу для безопасности нашей страны и мирового сообщества, противостоит государственная система противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. В ней под руководством президента Российской Федерации функционируют Федеральное собрание РФ, правительство России, целый ряд министерств и ведомств, включая Минфин, Центробанк, ФКЦБ, правоохранительные органы.

Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу в этой системе выступает в роли уполномоченного органа и координатора общенациональной программы борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Сегодня, опираясь на правовой фундамент, на основе обработки и анализа информации, которую получаем от банков, страховых и лизинговых компаний, ломбардов, КФМ России имеет возможность анализировать значительный объем финансовых операций. В соответствии с законом по этим вопросам нас также информируют тотализаторы, букмекерские конторы, казино, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды.

Данные защищены.

Мы отдаем себе отчет в том, что получаемые нами сведения поистине бесценны, поэтому большое внимание уделяем вопросам обеспечения информационной безопасности.

В КФМ России работает защищенная информационно-вычислительная система с функциями автоматизированного сбора, накопления и обработки сведений от подотчетных организаций, в том числе от кредитных организаций.

Подготовленные организациями сведения передаются в зашифрованном виде по защищенным каналам связи и подписываются электронной цифровой подписью. Наши технические средства обеспечивают конфиденциальность информации при приеме и передаче, а также ее надежную защиту от возможных атак из внешних сетей. Система защиты информации имеет многоуровневую структуру и обеспечивает гарантированную сохранность поступающих данных.

В полной мере решен и вопрос человеческого фактора. Доступ сотрудников в режимные помещения строго разграничен. Учитывая сосредоточение в КФМ России значительного объема информации, содержащей коммерческую, налоговую, банковскую и служебную тайну, работники КФМ России осведомлены об ответственности за разглашение ставших им известных сведений.

Таким образом, информация, поступающая от организаций, содержащая коммерческую и банковскую тайну, полностью защищена.

Все потоки под контролем.

По сравнению с тем, с чего мы начали полтора года назад, количество подозрительных операций значительно снижается. Сейчас примерно 10% от всех банковских операций подпадает под определение "подозрительные". Это примерно такой же уровень, как в западных странах. Но мы не можем прямо утверждать, что все эти деньги преступные, до тех пор пока в судах не будут рассмотрены уголовные дела и эти люди не будут названы преступниками. С начала нашей работы мы направили в органы МВД сообщения о 13 300 подозрительных операциях на сумму свыше 28 млрд руб. Сколько из них дойдет до судов - вопрос уже к правоохранительным органам. Тем не менее мы ведем статистику, мы знаем, сколько каждое дело тянется. За каждым делом мы видим конкретных людей, конкретные фирмы.

Мы создали федеральную базу данных. Она уже насчитывает миллион сообщений и ежегодно будет примерно на миллион увеличиваться. Ежедневно она пополняется на 3000 - 3500 сообщений. Через 4 - 5 лет будет создана солидная федеральная база, которая будет использована в любой работе: в нашей аналитической деятельности, в работе правоохранительных органов. К примеру, что-то случилось в 2007 г. Запрос автоматически идет в базу, эта организация сразу высвечивается. Видны все ее потоки: сколько получала денег, куда направляла. И все это уже работает. Сегодня банки, страховые компании, казино и ломбарды регулярно дают информацию в КФМ.

Сознательные банки.

Правила соблюдают не все.

Вместе с тем не все кредитные организации соблюдают в полном объеме положения действующего законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Практика работы со сведениями об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю, показала, что для определения участников сделки и понимания ее экономической сути зачастую требуется дополнительная информация о причинах отнесения кредитной организацией той или иной операции к подозрительной, а также о назначении платежа и основании его проведения.

Положением Банка России от 20. 12. 2002 N 207-П "О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрено заполнение кредитными организациями поля информационного сообщения, содержащего дополнительную информацию об операции (т. е. информацию о том, по каким причинам сделка клиента была отнесена к категории подозрительных). Однако в большинстве случаев указанное поле о причинах отнесения сделки клиента к подозрительной кредитными организациями не заполняется. Такая ситуация затрудняет проведение аналитической работы и порождает дополнительную переписку с кредитными организациями.

Кроме того, комитетом выявлен ряд кредитных организаций, ни разу не представивших сведения в КФМ России по операциям, подлежащим обязательному контролю. На данный момент таких кредитных организаций около 170, причем значительное количество банков из числа не представляющих сведения в КФМ России имеют генеральные лицензии и лицензии на право совершения операций в российской и иностранной валюте без ограничения числа зарубежных банков-корреспондентов. Вопрос этот требует незамедлительного уточнения.

В нашей практике отмечались прецеденты, когда со стороны ряда банков фиксируются действия, которые свидетельствуют о недобросовестности, а в отдельных случаях умышленном искажении информации, направляемой в КФМ. Выявлялось и умышленное искажение реквизитов участников операций в текстовых и цифровых полях с целью осложнения их идентификации и дальнейшего изучения.

В этих и подобных манипуляциях совершенно очевидно прослеживается стремление запутать контролирующие органы, обойти закон, скрыть недобросовестность партнеров по бизнесу и придать сделкам легитимный характер. Понятно, что такие банки точно знают о незаконности финансовых операций. Не исключено, что они могут быть связаны определенными обязательствами со своими клиентами.

Банк должен себя обезопасить от сомнительных денег. Мы сейчас вносим поправки в закон, чтобы банки могли быстро получать исходные данные о клиенте. Нормальный ли у него паспорт, или он пришел с украденным? Какие у него отношения с налоговыми органами? Банки должны эту информацию получать в запросном режиме за 2 - 3 дня. Надо дать банкам возможность доступа в базу данных паспортно-визовой службы и налоговой службы. И если банк видит, что паспорт поддельный, он должен иметь возможность отказать в открытии счета.

Объективная потребность.

Мы хорошо понимаем, что законодательство не может стоять на месте. Динамика общественного развития требует его постоянного совершенствования. Поэтому расширение сферы компетенции Комитета РФ по финансовому мониторингу и других контролирующих финансовую сферу государственных органов, реализованное в наших законодательных инициативах, должно оцениваться всеми как реакция на объективную потребность общества в получении и анализе информации о движении финансов в стране в интересах выявления источников и способов легализации грязных денег, а не как стремление отдельных руководителей поставить российский бизнес "под колпак" финансовой разведки.

Международные нормы.

Вступление России на путь рыночной экономики, ее сближение с развитыми странами мира накладывает на наше государство обязательства строго следовать нормам международного права, выполнять договоренности в соответствии с заключенными многосторонними и двусторонними соглашениями.

Международный сегмент правовой основы государственной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма составляют Страсбургская конвенция об отмывании, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма и Конвенция ООН 1988 г. "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ". Они ратифицированы федеральными законами.

Кроме того, Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу является членом международной организации подразделений финансовой разведки - группы "Эгмонт", активно участвует в работе Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием капитала (МАНИВЭЛ). Представители последней буквально на минувшей неделе работали в Москве. За время визита эксперты МАНИВЭЛ провели встречи с руководителями и ознакомились с документами КФМ России, Центробанка, АРБ, ведущих коммерческих банков, страховых компаний и других организаций финансового сектора.

Важными результатами работы государственной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма стало исключение России в 2002 г. из черного списка FATF - Международного комитета по борьбе с отмыванием денег, а в июне текущего года - вступление в эту организацию.

Выход из черного списка FATF, по сути, поставил точку в вопросе возможного применения международных экономических санкций против России, положительно сказался на имидже нашей страны в глазах промышленно развитых государств, увеличил приток иностранных инвестиций в российскую экономику, повысил доверие к российскому бизнесу, в том числе и банковскому.

А членство в FATF позволит нашей стране действенно участвовать в разработке международных стандартов борьбы с отмыванием грязных денег и финансированием терроризма, оценивать соблюдение этих стандартов другими странами, оказывать помощь в создании подразделений финансовой разведки в СНГ и других государствах.

Сорок рекомендаций.

Однако членство в FATF налагает на Россию и определенные обязательства. В частности, сейчас комитет ведет активную работу по внесению поправок в российское законодательство с целью сократить число возможных лазеек для отмывания денег. Принятая на пленарном заседании FATF в июне текущего года новая редакция "сорока рекомендаций" предусматривает расширение круга лиц, обязанных сообщать сведения о подозрительных сделках в органы финансовой разведки. К ним относят адвокатов, нотариусов, других граждан, оказывающих юридические, бухгалтерские услуги, а также аудиторов, участвующих в финансовых операциях. Этот шаг направлен на увеличение количества информаторов органов финансовой разведки и, соответственно, на сужение поля преступности.

Принятие пересмотренных рекомендаций требует от России внесения соответствующих изменений в действующее законодательство, что уже реализуется в подготовительной работе комитета.

Изменения законодательных актов Российской Федерации, инициатором которых выступает комитет, предусматривают прежде всего расширение перечня организаций и лиц, обязанных представлять информацию в органы финансового мониторинга, а также операций, подлежащих контролю. Повысятся требования к процедурам внутреннего контроля в организациях. Надзорные органы получат право издавать указания, обязательные для исполнения в этой сфере. Предусматривается, что кредитные организации будут обязаны при определенных условиях отказаться от заключения договоров банковского счета или расторгать их.

Поправки к законам расширят сферу сотрудничества между надзорными органами иностранных государств. Предусматривается возможность осуществления между ними обмена информацией о требованиях национальных законодательств, а также о формах и методах предупреждения, выявления и пресечения операций, связанных с отмыванием преступных доходов или финансированием терроризма.

В новой редакции законодательных актов предусмотрена и отмена суммового порога для признания легализации преступных доходов уголовным преступлением, а также предоставление всем надзорным органам права рассматривать дела о нарушении требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

"Устрашающие" материалы.

Я намеренно подробно остановился на предполагаемом расширении возможностей финансового контроля и перечня учреждений и организаций, которым закон предпишет информировать комитет об их деятельности. Дело в том, что сразу после обнародования наших законодательных инициатив в средствах массовой информации поднялась, вероятно, сознательно организованная волна "устрашающих" материалов. Вот только несколько характерных заголовков таких публикаций: "Финразведка плодит уголовников", "Ужесточились репрессии", "Начало финансовых репрессий".

Мы видим и хорошо понимаем озабоченность российского бизнеса в связи с упомянутыми нововведениями. И я хочу успокоить нашу бизнес-элиту и заверить, что мы не слепо действуем по новой редакции "сорока рекомендаций" FATF, а серьезно рассматриваем каждый пункт. Проводится серьезный анализ возможности применения конкретных рекомендаций в российском законодательстве. Мы стремимся спрогнозировать и последствия изменения правовых актов, оценить их общественную полезность и экономическую эффективность. Будьте уверены, приводя наше законодательство к международным стандартам, мы учитываем и национальные, государственные особенности, и традиции. В одном лишь мы бескомпромиссны: черному бизнесу, грязным деньгам будет поставлен серьезный заслон.

Вернусь к откликам в средствах массовой информации. Если обратиться к прессе примерно полуторагодичной давности, то обнаружим сходную реакцию на вступавшие тогда в силу законы со стороны кредитно-финансовых организаций, которые тоже выражали свое неудовольствие. Однако время и практика все расставили на свои места. Как я уже отмечал, подавляющее большинство учреждений банковской сферы сегодня действуют в соответствии с законом, предоставляют необходимую информацию в комитет, сохраняют свою репутацию, не теряя при этом своих надежных клиентов, но и освобождаясь от нечистых на руку партнеров. И в этом положительный пример для организаций и учреждений, попадающих в сферу нашей компетенции.