РЕЙТИНГ РОССИИ: Риски по-прежнему серьезны


За прошедшие три года международная компания Standard & Poor's семь раз повышала рейтинги Российской Федерации. В данный момент долгосрочный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте на две ступени ниже BBB- - самого низкого рейтинга инвестиционной категории. Цель настоящего комментария - выделить те позитивные изменения, которые могли бы позволить Standard & Poor's повысить долгосрочный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте до инвестиционной категории.

Методология присвоения суверенных рейтингов Standard & Poor's включает пять аналитических разделов: 1) политическая обстановка; 2) структура и показатели роста экономики; 3) гибкость налогово-бюджетной системы; 4) стабильность денежной системы; 5) запас внешней ликвидности.

Политический риск.

Все семь решений о повышении рейтингов России в период с декабря 2000 г. по декабрь 2002 г. основывались на проявленной нынешним руководством страны приверженности важным политическим и экономическим реформам. В России создается более стабильная политическая система - это повышает вероятность того, что при последующих сменах политической власти будет обеспечена общая преемственность государственной политики. Тем не менее политические, правовые и институциональные основы еще слишком слабы и не проверены временем. Процесс судебной и административной реформы продолжается, однако успехи в совершенствовании работы государственного и судебного аппаратов остаются скромными. Что еще более важно, процесс принятия политических решений по-прежнему в высокой степени централизован. Кроме того, попытки ограничить свободу средств массовой информации плохо согласуются с укреплением демократических процессов и институтов. Огромный аппарат российской государственной бюрократии слишком смело и слишком часто вмешивается в общественную жизнь. Таким образом, существующие политические риски продолжают препятствовать повышению рейтинга России до инвестиционной категории.

Структура экономики.

Показатель среднедушевого дохода в России невысок: в конце 2003 г. он составляет примерно $2920 в год, что значительно ниже среднего значения для стран категории BBB ($5064) , хотя и превышает на 50% средний показатель для категории ВВ. Однако серьезным препятствием к повышению рейтинга страны до инвестиционного уровня в ближайшем будущем остается структура российской экономики. Движущей силой экономического роста являются добыча и экспорт полезных ископаемых, в основном нефти и газа. Добывающие отрасли привлекают наибольшую часть инвестиций. Процесс диверсификации экономики продвигается очень медленно, что обусловливает высокую уязвимость показателей экономического роста к снижению цен на нефть. Состояние банковского сектора России - слабого, хотя и несколько окрепшего в последнее время - остается серьезным сдерживающим фактором при оценке кредитоспособности страны. Пока реформирование финансовой системы не ускорится и не будут найдены средства ее оздоровления, повышение рейтинга до инвестиционной категории будет задерживаться. Российские финансовые рынки слишком слабы, чтобы обеспечить распределение выгод от значительного роста цен на нефть в масштабах всей экономики и способствовать ускорению развития в других секторах.

Бюджетная система.

Налоговый режим в России за последние три года радикально улучшился. Однако в том, что касается расходной части бюджета, успехи менее очевидны, и ожидать существенной рационализации расходных статей до выборов 2003 г. не приходится. В целом наиболее значимым достижением России остается консолидация государственных финансов. Среди политической элиты отмечается полное согласие относительно налогово-бюджетных полномочий. Временное повышение цен на нефть разумно используется для создания значительных бюджетных резервов. Хотя некоторые структурные проблемы налогово-бюджетной сферы остаются нерешенными, сами по себе они не препятствуют получению Россией рейтинга инвестиционной категории.

Недавнее снижение уровня задолженности способствует повышению платежеспособности России в долгосрочной перспективе. По оценкам на конец 2003 г. , чистая задолженность федерального правительства составляет 35% ВВП, что равно среднему показателю для стран категории ВВВ и значительно ниже, чем в среднем для стран категории ВВ. Процентные выплаты по федеральному долгу в 2003 г. оцениваются в 7,5% доходов федерального бюджета, что также соответствует среднему значению для категории ВВВ и намного ниже среднего для категории ВВ (12% ). Standard & Poor's по достоинству оценило существенное повышение гибкости налогово-бюджетной системы России, повысив 5 декабря 2002 г. долгосрочный рейтинг в национальной валюте на две ступени с ВВ- до ВВ+.

Стабильность денежной системы.

Центральный банк России (ЦБР) - бюрократичная и недостаточно открытая организация, но его деятельность улучшается. В последнее время усилился банковский надзор. Денежная политика прозрачна и профессиональна. В то же время, поскольку банковская система не справляется с ролью финансового посредника, выбор инструментов денежной политики ограничен. Поэтому управление денежной массой и валютным курсом остается сложной задачей, и главные инструменты денежной политики - по-прежнему валютные рынки и наращивание резервов. В целом российская денежная политика эффективна с точки зрения регулирования цен и валютных курсов, и в этом смысле деятельность ЦБР не препятствует получению Россией рейтинга инвестиционной категории. С другой стороны, поддержка ЦБР процесса становления прочной финансовой системы остается слабой и должна быть усилена.

Финансовая гибкость.

Показатели ликвидности России (обеспеченность резервами потребностей во внешнем финансировании и обеспеченность резервами краткосрочной задолженности) довольно высоки - они значительно превышают средние для категории ВВВ. Чистый внешний государственный долг по отношению к суммарному объему поступлений по счету текущих операций сократился в 2003 г. до 43% (оценка). Этот показатель по-прежнему значительно выше среднего для стран инвестиционной категории ВВВ, половина из которых предоставляют больше средств на внешних рынках, чем привлекают в свою экономику. В целом способность России обслуживать свои долги значительно повысилась со времени дефолта в августе 1998 г. Однако сальдо платежного баланса в высокой степени зависит от цен на нефть, а учитывая проблемы, которые имели место в прошлом, ее финансовая гибкость с точки зрения возможности обслуживания внешнего долга еще не достигла уровня, соответствующего инвестиционной категории.

Заключение.

Политические и экономические риски, влияющие на кредитоспособность России, значительно снизились с тех пор, как совокупность политических, экономических и структурных факторов привела к долговому кризису 1998 г. Однако риски по-прежнему достаточно серьезны, в связи с чем Standard & Poor's оставляет рейтинги России на две ступени ниже инвестиционной категории. Политическая среда и структура экономики - это сферы, в которых необходимо найти решение проблем, оказывающих негативное влияние на повышение рейтинга страны.

Standard & Poor's отдает должное недавним успехам России в обеспечении политической стабильности, проведении структурных реформ и стабилизации макроэкономической обстановки. Именно эти достижения позволили повысить рейтинги страны с уровня SD ( "выборочный дефолт") до категории B в 2000 г. Standard & Poor's также учитывает принятые в 2002 г. важные законодательные меры в сфере создания политических, административных и экономических институтов. Значительный успех в этих областях обусловил неоднократное повышение рейтингов России в прошлом году. Тем не менее существует достаточно большой временной разрыв между запуском многих структурных, правовых и административных реформ, их последующей реализацией и фактическим воздействием на политическую и экономическую ситуацию. В то же время отсутствие надежного банковского сектора, низкая мобильность рабочей силы, медленный процесс демонополизации экономики и слабость институциональных структур делают положение России достаточно уязвимым. Хотя реформы и продвигаются более быстрыми темпами, чем изначально ожидалось, они еще далеки от завершения.

Автор - ведущий аналитик S&P по суверенному рейтингу России