Победили все


"Архитектурную премию" придумало в прошлом году издательство "Салон-Пресс". Речь, правда, идет вовсе не обо всей русской архитектуре, а лишь о частной, внутри же нее - преимущественно об интерьерах. Зато благодаря массированной телерекламе не осталось, кажется, никого, кто бы не слышал об этой премии. И если в прошлом году она была лишь "славным начинанием", то в этом превратилась в "добрую традицию".

Традиционным было все: место (театр "Новая опера") , аншлаг (часть гостей так и не поместилась в зале) , роскошный каталог, шампанское, танцевальные номера, Алексей Айги со скрипочкой и ансамблем "4`33". То есть собрано-то все было из стильных компонентов, но в целом превратилось в кашу. Отрываясь от бумажки, ведущие мямлили какие-то благоглупости, а высокие гости, вызываемые для вручения премий обязательно в паре, никак не могли поделить обязанности. Николай Фоменко в результате отделался маханием рук на заднем плане, архитектор Сергей Скуратов не преминул тонко сыронизировать насчет "перенасыщенности интерьеров-номинантов", а Владимир Познер так и вовсе начал свою речь за упокой, заявив, что московская архитектура не радует.

Впрочем, вся эта неразбериха вполне адекватна герою торжества - новому русскому интерьеру. Он тоже делается для стильных заказчиков стильными зодчими, покупаются стильные материалы, стильная мебель. Но уже в процессе строительства начинаются трения, половина идей погибает, архитектор называет заказчика "идиотом", тот его - "снобом", теща требует отдельного туалета, все опять ломается, короче, после того как интерьер сфотографирован для журнала, он перестает существовать как предмет искусства.

То есть, с одной стороны, действительно, как написано в каталоге, именно интерьер был 15 лет авангардом русского зодчества: здесь можно было то, чего нельзя в архитектуре "большой", - смелые эксперименты с пространством, невероятные сочетания материалов, авторская деталь. Но с другой стороны - бешеный диктат заказчика: "Что хочу, то и ворочу, все равно никто не увидит". Отстоять же свое видение способны лишь самые упрямые архитекторы, но они-то как раз в конкурсе и не участвуют.

Тем не менее идеологи премии пошли еще дальше в обнажении этой пропасти, организовав в этом году студенческий конкурс "Дом для звезды". Молодым архитекторам было предложено спроектировать дома для Ренаты Литвиновой, Гарри Каспарова, Валерия Гергиева и других известных лиц - без всякого заказа с "той" стороны. И что же? На выставке, которая открыта в галерее James, можно увидеть десяток ультрамодернистских сооружений. Избушки на высоких ножках, стелющиеся по рельефу ракушки, призматические объемы, вставленные один в другой. Сделаны макеты со вкусом, использованы в них самые современные приемы (как от голландского бюро MVRDV, так и от нашего "Арт-Бля") , вот только зачем? "Бумажной архитектуры" в России хватало всегда, и Леонид Парфенов, грамотно употребивший этот термин, горячо поблагодарил студентов из Нижнего Новгорода, победивших в конкурсе с проектом дома для него, но тут же и признался, что финансовые возможности телезвезд юными зодчими сильно переоценены.

Расширение поля премии понятно: а в этом году к ней приобщились не только студенты, но и все желающие, голосовавшие в Интернете. И "народный" выбор оказался на редкость точен: клуб "Ибица" на одесском пляже - это упоительное открытое пространство в духе Гауди, милое не только глазу курортника, но и вполне безупречное с профессиональной точки зрения. А то, что собственно премий в этом году стало в три раза больше, назвать удачей никак нельзя. "Архип" пошел порочной дорогой старшего товарища - "Дедала".

"Дедал" - это приз, который вручает Союз архитекторов на фестивале "Зодчество", и главная его задача - это никого не обидеть. Хорошее, конечно, тоже непременно "одедаливается", но полсотни дополнительных призов абсолютно дезавуируют замысел. Так и тут: введя помимо победителей в трех номинациях еще по две премии в каждой, устроители напрочь лишили премию интриги, и вспомнить, кто же победил, становится просто невозможно: победили все!

Победили и Левон Айрапетов с Павлом Романовым, хитроумно выставившие свою квартиру в подноминации "традиция": а что, действительно, в этот раз ничего у них не падает и не кренится, а прекрасно по-прежнему. Победила и Нина Прудникова с тривиально декорированным шале. Победила и Амалия Тальфельд с отличным домом в стиле Баухауза, только уж больно богатым. Победил и Андрей Меерсон с гостиницей "Арарат Хаятт", в атриуме которой находиться страшновато, и Эдуард Забуга с шоу-румом Strato, в котором, наоборот, слишком уютно. .. Абсолютным же чемпионом стал Сергей Рогулёв из Питера, взявший одного большого "Архипа" (за квартиру) и одного маленького (за дом). Кроме того, два приза (вполне заслуженно) уехали в Ригу, что тоже работает на общую концепцию расширения территории.

Ну а то, что ничего не получил действительно лучший объект - загородный дом Бориса Шабунина, Алексея Розенберга и Светланы Казначеевой, списать не на что. Механизм избрания победителей вроде как безупречен: голосуют 120 членов Профессионального совета, среди которых не только интерьерщики; голосуют дома, в тишине, без всякого давления (сам голосовал, знаю). Так что объяснить этот прокол можно только общим духом премии, заточенным на ту компромиссность, которая и составляет суть современной русской частной архитектуры.