"Транснефти" повысят тарифы


"Транснефть" не будет в следующем году баловать нефтяников добровольным отказом от индексации тарифов на прокачку нефти. Монополия просит ФЭК увеличить ей почти на 11% плату за свои услуги. Чиновники с этой просьбой намерены согласиться.

В 2002 г. тарифы "Транснефти" были увеличены дважды: в феврале - на 13% и в октябре - на 9,3%. А в декабре прошлого года президент "Транснефти" Семен Вайншток попросил правительство не индексировать тарифы его компании в 2003 г. Но ФЭК все же в 2003 г. увеличила тарифы на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам на 0,63% для выплаты "Транснефтью" процентов по кредитам. А затем по просьбе компании с 1 июля тариф на транспортировку нефти увеличился в среднем еще на 4,75%.

Как сообщил "Ведомостям" зампред ФЭК Олег Жилин, "Транснефть" обратилась в его ведомство с просьбой об индексации тарифов две недели назад. Сейчас чиновники обсуждают просьбу компании и намерены принять решение о величине индексации к 1 декабря. Сказать, как высоко "Транснефть" просит повысить стоимость прокачки нефти, Жилин отказался. А по словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, предложение его компании сводится к тому, что "рост тарифов в будущем году не превысит предполагаемой инфляции в России". Как гласит бюджет России на 2004 г. , принятый Госдумой в двух чтениях, инфляция составит 9 - 11%. Ранее президент "Транснефти" Семен Вайншток заявлял о том, что компания рассчитывает на увеличение тарифов в будущем году на 7%. По словам начальника отдела транспорта нефти ФЭК Дмитрия Петрова, "тарифы будут вводиться с 1 января 2004 г. , что входит в рамки ежегодного пересмотра тарифов". По его словам, "основой повышения станет инфляционная составляющая". Петров говорит, что "предстоящее увеличение тарифов составит не более 10% ". А Жилин объясняет, что рост тарифов связан с масштабной инвестпрограммой "Транснефти" на следующий год. "Компании предстоит развивать Балтийскую трубопроводную систему, другие маршруты экспорта нефти, - говорит чиновник. - Мы это поддерживаем".

Нефтяников тревожит рост транспортных затрат. Начальник отдела по связям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский говорит, что транспортные затраты "ЛУКОЙЛа" за первое полугодие 2003 г. составили около $1 млрд, что на 55% больше по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. По словам Красовского, "уже сейчас транспортные расходы стали равны производственным издержкам по добыче и переработке, а в 2004 г. ситуация только ухудшится".

Аналитики ОФГ Павел Кушнир и банка "Траст" Владислав Метнев считают, что рост тарифов непосредственно связан с ростом инфляции. Кушнир полагает, что ФЭК в 2004 г. может повысить тарифы еще раз, что в совокупности составит 13%. Владислав Метнев считает, что "других повышений в следующем году не предвидится, если у компании не будет крупных проектов". А высокие транспортные расходы нефтяных компаний аналитик связывает с дорогостоящими железнодорожными перевозками.

Григорьев же утверждает, что повышение будет только в случае, если произойдут "катаклизмы". А Жилин добавляет, что чиновники могут произвести повторную индексацию, если "Транснефть" будет показывать убытки или затеет строительство новых маршрутов транспортировки нефти.