СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: От декларации к стратегии


Вторая статья цикла об организации налоговой службы на предприятии.

Возвращаясь к вопросу, существует ли практический инструмент, позволяющий руководителям налоговых служб проанализировать текущее состояние дел и определить, что стоит предпринять, чтобы изменить существующую ситуацию в управлении, мы неизменно приходим к понятию налоговой стратегии. Существует заблуждение, что налоговая стратегия - это план уплаты налогов за некий период деятельности компании в соответствии с законодательством.

На самом деле, налоговая стратегия сегодня - это прежде всего документ, отражающий основные принципы, на основании которых строит свою работу налоговая служба. Налоговая стратегия является средством коммуникации между руководителями компании, налоговой службой, сотрудниками подразделений компании и внешними консультантами и охватывает все основные направления работы компании.

Например, планово-экономическому департаменту компании, отвечающему за планирование доходов и расходов, необходимо понимать налоговую стратегию компании для адекватной оценки уровня текущих расходов. Аудиторам наличие стратегии дает представление об уровне налогового риска. Внешние консультанты, имея представление о налоговой стратегии компании, не тратят лишнего времени, а следовательно, и денег компании-заказчика на подготовку "неподходящих" для данной компании идей.

На этапе разработки налоговой стратегии следует выбрать ее общую направленность - будет налоговая политика сдержанной или агрессивной. Для первого типа характерно:

- отсутствие управления налоговыми обязательствами (т. е. компания готова платить налоги, консервативно трактуя положения налогового законодательства и придерживаясь всех рекомендаций налоговых органов) ;

- пренебрежение возможностями налоговой экономии;

- минимум затрат на управление налоговыми обязательствами (случай, когда налогами занимается небольшое подразделение в составе бухгалтерии предприятия, в принципе не имеющее никакой возможности обратиться за внешней консультацией или потратить время и деньги на оптимизацию деятельности).

Второй тип, более распространенный в нашей стране, - это компании с агрессивными налоговыми схемами, тратящие значительные средства на управление налогами, соблюдающие законный минимум обязательств.

Конечно, золотая середина возможна, но обычно компании склоняются к первому или второму типу, и поэтому все сотрудники компании должны отдавать себе отчет в том, к какому типу налогоплательщика относится их организация.

Как реализовать налоговую стратегию? Для того чтобы разработанный документ представлял собой настоящую стратегию, в таком документе должны быть установлены реально достижимые цели и задачи. При этом должны быть описаны пути их достижения и критерии оценки результата. Из нашего опыта мы знаем, что зачастую, разрабатывая стратегические вопросы, руководство практически не увязывает их с целями отдельных сотрудников. По нашему мнению, такое увязывание является одной из основных задач грамотно разработанной налоговой стратегии.

Для того чтобы налоговая стратегия была жизнеспособной и на пути ее реализации не становились "различные непредвиденные обстоятельства", должны быть четко установлены сроки исполнения отдельных этапов и определены обязанности, а также ответственные исполнители.

Налоговая стратегия, охватывающая все направления деятельности компании, будет ставить перед налоговой службой огромные задачи. Однако немногие службы располагают для их решения достаточным количеством времени и ресурсов. В данном случае наилучший способ достижения успеха - это если налоговая команда будет уделять основное внимание ограниченному количеству ключевых вопросов, решение которых таит в себе потенциал заметного результата. К примеру, на уровне рядового сотрудника налоговой службы анализ, скажем, предстоящей сделки позволит сэкономить значительные средства, если этот сотрудник сконцентрируется на определенных показателях: снижение налогового риска, минимизация налоговой нагрузки, чистота юридического оформления сделки и т. п.

После принятия проекта стратегии и начала работы важно регулярно проверять соответствие действий компании выбранной модели. Замеры должны проводиться каждый месяц или по крайней мере один раз в два месяца.

Алексей Кондрашов - партнер PricewaterhouseCoopers, Дмитрий Шоцкий - старший менеджер PricewaterhouseCoopers