ИГРОКИ: Управлять накоплениями выгодно


- Удовлетворены ли вы ходом рекламной кампании по привлечению средств будущих пенсионеров?

- Пока поступающая информация расстраивает - очень неактивно будущие пенсионеры переводят средства частным управляющим. Похоже, мало кто знает, что срок перевода продлен с 15 октября до 31 декабря. Мы ожидали, что в этом году 6 - 10% застрахованных переведут средства в УК. Судя по нынешнему темпу подачи заявлений, их будет совсем не много, но у УК есть еще шанс достучаться до крупных работодателей. Видимо, это для управляющих единственная возможность в нынешнем сезоне. Договорившись с предприятием, можно сразу получить пакет заявлений. И пенсионные взносы они будут платить вовремя. Так что подавляющую часть средств в этом году частные управляющие получат не от активных граждан, а от предприятий. Собственную рекламную кампанию в этом году сложно было провести: правила игры менялись неоднократно, сроки были передвинуты. До последнего момента было неясно, о чем успеют рассказать населению чиновники, а на что надо тратить деньги частному сектору.

- Получается, что управляющие, сделавшие в этом году ставку не на работу с руководителями предприятий, а на привлечение физических лиц, ошиблись?

- Информировать всех о существовании своей компании - не самое лучшее для нынешнего года решение. Население еще не активизировалось, до многих не дошла информация Пенсионного фонда. К тому же люди могут захотеть отдать средства частной УК, а работодатель им не поможет, и ничего не получится. Пожалуй, лучшая целевая аудитория для рекламной деятельности в этом году - это руководство крупных предприятий. Впрочем, деньги потрачены не зря - рекламируя компанию, мы продвигаем свой основной бизнес - паевые инвестфонды.

- Может, проблема еще и в том, что наша новая пенсионная система состоит из массы деталей, она очень сложно устроена, и будущим пенсионерам объективно трудно понять, что к чему?

- Что из себя представляет новая русская пенсионная система, даже наши американские акционеры толком еще не поняли. Хотя мы объясняли им не один раз. Очень сложная система. Как все будут взаимодействовать, когда в нее включатся еще и НПФ, разобраться пока невозможно. И уж точно ни в одной стране не было так, чтобы сначала пенсионную реформу запускали, а потом начинали думать, как бы лучше населению ее объяснить. Обычно все делается наоборот: сначала обширная информационная кампания, а потом старт реформы.

- Слабая информированность населения - явно не единственная проблема нашей пенсионной реформы.

- Это самый известный, но далеко не единственный из подводных камней реформы. Вот, например, смотрите: по ходу года и государственная, и частные УК объявляют о своей доходности. Но раз в год ГУК должна перевести деньги частным управляющим, для этого ей надо продать бумаги. При продаже рыночных бумаг "большим куском" их цена упадет. Видимо, эти потери спишут со счетов застрахованных лиц. Получается, что переведенная частному управляющему сумма может оказаться меньше той, какую за пару месяцев до этого объявляли чиновники. Заявка одна, а результат - другой. И такие "неожиданности" - на каждом шагу.

- Чем вы можете привлечь вкладчиков в этом году и какую сумму рассчитывали получить в управление?

- Привлечь планировали порядка $20 млн. Чем? Известностью брэнда, опытом, отработанной технологией привлечения средств.

- Чем для вас интересен пенсионный бизнес?

- Управлять накоплениями НПФ и частных вкладчиков очень выгодно. Мы надеемся, что в ближайшие годы получим в управление от НПФ и частных вкладчиков примерно $100 млн. Главное, что реформа началась: информация худо-бедно идет, население стало задумываться о выборе компании. Работая в розничном бизнесе, мы чувствуем, как быстро растет у граждан интерес к накоплениям. В 70-е гг. в США в результате пенсионной реформы взаимные фонды набрали силу очень быстро, это был практически вертикальный взлет. Что-то похожее может быть и у нас: на фоне размышления, кому бы отдать накопительную пенсию, появляется интерес и к другим инвестиционным продуктам.

- А когда пенсионный проект может стать для компании прибыльным?

- Мы никогда не рассматривали пенсионный проект как способ быстрого извлечения прибыли. Сейчас это для нас в большей мере дело статуса и репутации. Но в будущем этот проект позволит существенно расширить рынок коллективных инвестиций. Особенно привлекательной мы считаем возможность взаимодействия с НПФ на этом рынке.

- Согласны ли вы, что, хотя пенсионные средства - длинные деньги, отрицательную доходность по ним недопустимо показывать даже на малом промежутке времени, поскольку будущие пенсионеры "неправильно" это воспримут?

- Отрицательную доходность не хочется показывать ни по каким видам активов, а при работе с пенсионными средствами ответственность больше, чем обычно. Конечно, все будут следить за годовыми результатами, но даже квартальный "минус" будет создавать напряжение. Особенно осторожно надо управлять пенсионными накоплениями в первые годы реформы. Пенсионные накопления - это средства, на которые люди собираются жить.