ЭКСПЕРТЫ: Системы как таковой не было и нет


Мы считаем, что на пенсионном рынке не должно быть монополии одного специализированного депозитария, как это законодательно предусмотрено сейчас. Такое положение создает опасность того, что спецдеп, обладая большим массивом информации в реальном времени, может воспользоваться ею в инсайдерских целях. Поэтому, на наш взгляд, в законодательную базу необходимо внести изменения, направленные на то, чтобы при проведении следующего конкурса в 2004 г. можно было отобрать не один депозитарий, а два или три.

Во-вторых, мы считаем, что требования к частным управляющим компаниям, допущенным к инвестированию пенсионных накоплений, должны быть ужесточены. Такой вывод был сделан по итогам конкурса этого года. По требованиям, законодательно установленным сейчас, на пенсионный рынок прошли 55 компаний, более 20 из которых неизвестны рынку. И с большой долей вероятности можно сказать, что многие из них были созданы для последующей продажи.

Кстати, отчасти именно поэтому и родилась идея обратиться к управляющим компаниям с предложением открыть своих бенефициарных владельцев. Потому что необходимо понимать, что, например, банкротство одной управляющей компании, даже если это не принесет ущерба для граждан, будет иметь большой резонанс и негативно скажется на репутации всей новой системы в целом.

По моему мнению, прозрачность и информационная открытость для компаний, занимающихся доверительным управлением, вещь крайне важная. Раскрытие такой информации способствовало бы большему доверию к ним со стороны российских граждан.

Кроме того, необходимо внести изменения в законодательную базу, формирующую условия работы самого Общественного совета, с целью улучшения механизмов его влияния на других субъектов пенсионной системы. Например, нужно прописать не только право совета на получение информации по его запросам, но и обязанность других участников эту информацию предоставлять. Кроме того, должны быть четко прописаны механизмы рассмотрения, согласования и реализации предложений Общественного совета по изменению и усовершенствованию существующей нормативной базы, отсутствующие сейчас, а также механизмы участия совета в процессе обсуждения и принятия решений в области формирования и инвестирования пенсионных накоплений.

Что касается системы информирования граждан, то Общественный совет рассматривал этот вопрос на своем последнем заседании и пришел к выводу, что системы как таковой не было и нет. Есть отдельные очаги информирования людей в отдельных регионах силами отделений Пенсионного фонда или общественных организаций.

Если верить итогам различных опросов населения, то в целом по стране ситуация удручающая. 73% жителей России знают о том, что в стране происходит пенсионная реформа, но только 23 - 25% из них информированы, что существует накопительная часть, которой можно как-то распорядиться.

Приходится констатировать, что будущие пенсионеры не проявляют сейчас особой активности по выбору частных управляющих компаний. Причем отсутствие активности вызвано не столько осознанным выбором в пользу государственной управляющей компании, сколько катастрофически низким уровнем информирования. Мало того - отдельные устаревшие факты прямо вводят граждан в заблуждение, а новая информация к ним не поступает. Так, в "письмах счастья", разосланных Пенсионным фондом России, указано, что срок подачи заявления о переводе средств из "государственных рук" в частную управляющую компанию истекает 15 октября, хотя на самом деле срок был продлен до 31 декабря. Это приводит к тому, что многие граждане, получившие письмо со старыми сроками (причем само письмо могло дойти до адресата позже 15 октября) , думают, что уже поздно что-либо делать.

Что касается дальнейших действий, думаю, что управляющие компании могли бы взять на себя разъяснение сути реформы, прав вкладчиков. К сожалению, они этим ранее не занимались, но теперь потихоньку начинают. Хотя, на мой взгляд, то, что они не начали разъяснительную кампанию сразу после того, как государство решило проводить реформу и привлекать к ней частные компании, - серьезный просчет. Ведь уже год можно было рассказывать населению о том, как работает фондовый рынок, какие у человека появляются в ходе проведения реформы права и обязанности. А после подведения итогов конкурса они могли бы заняться тем, чем занимаются сейчас, - рекламой самих себя. В этом случае не 20% населения знало бы о том, что же подразумевается под словами "пенсионная реформа", а хотя бы 70%.

А проблемы, возникающие у будущих пенсионеров при заполнении и отправке писем о переводе пенсионных средств из Пенсионного фонда в частную управляющую компанию, в большинстве случаев тоже возникают из-за отсутствия информации. Например, каждому гражданину сначала нужно узнать, какие управляющие компании получили доступ на пенсионный рынок, потом - правильно заполнить бланк, указать ИНН компании. Следующий шаг - необходимо заверить подпись. Кстати, с заверением подписей есть несколько сложностей. Во-первых, сама процедура не отлажена, во-вторых, трансферагентов не хватает - ведь их должно быть очень большое количество и они должны быть рассредоточены по всей территории России, в-третьих - просто нет информации о тех организациях, которые ими являются.

К сожалению, осталось немногим больше месяца, чтобы помочь человеку с выбором в этом году. Но выбирать управляющую компанию будущий пенсионер может каждый год, поэтому работа по информированию населения и практической реализации его прав - это труд на долгие годы.