В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: Надежная система контроля


Система контроля.

Ключевое нововведение пенсионной реформы - это возможность инвестирования пенсионных накоплений на фондовом рынке через частные управляющие компании.

Комиссия регулирует деятельность управляющих компаний, под управлением которых находятся фонды, в том числе и НПФ. Поскольку именно УК разрабатывают инвестиционную стратегию своих фондов, решают, куда и когда вкладывать деньги пайщиков, а также занимаются продажей и покупкой у пайщиков их инвестиционных паев, ФКЦБ занимается лицензированием управляющих компаний. Комиссия, как регулятор этого сектора рынка, разработала определенную систему требований, которым должны соответствовать все работающие на рынке компании, а также создала действенную систему контроля. УК на регулярной основе отчитываются перед ФКЦБ России о своей деятельности. В случае выявления каких-либо нарушений или несоответствий законодательству комиссия вправе применить к УК санкции вплоть до аннулирования их лицензии на этот вид деятельности.

Существующая законодательная база предусматривает необходимый и достаточный уровень надзора за управляющими компаниями и депозитариями, поэтому никаких специальных мероприятий не планируется.

Для успеха пенсионной реформы необходимо обеспечить надежность управления пенсионными накоплениями. Поэтому позиция ФКЦБ, нашедшая свое отражение в соответствующих нормативных документах, состоит в том, что пенсионные средства должны быть размещены в наиболее качественные с точки зрения фондового рынка активы. Получать доступ к пенсионным ресурсам будут эффективно работающие предприятия, уделяющие необходимое внимание качественным характеристикам своих ценных бумаг.

Решение о том, в какие ценные бумаги вкладывать пенсионные накопления, будут принимать управляющие компании, которым эти средства будут переданы в управление. Состав и структура инвестиционного портфеля пенсионных накоплений каждой управляющей компании определяется инвестиционной декларацией, являющейся составной частью ее договора с Пенсионным фондом РФ.

В данный момент ФКЦБ России разрабатывает проекты постановлений правительства РФ, касающиеся профессиональной этики управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и специализированных депозитариев.

Хочу отметить, что в нашей стране надежная система контроля за деятельностью институтов коллективного инвестирования. Для осуществления надзорных функций будут использоваться в основном те механизмы и процедуры, которые доказали свою состоятельность при осуществлении надзора за управляющими компаниями и специализированными депозитариями паевых инвестиционных фондов. Это мониторинг показателей на основе отчетности управляющих компаний, контроль соблюдения ими лицензионных требований, проверка организации процесса управления и процедур внутреннего контроля управляющими компаниями и специализированным депозитарием.

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что этот сектор российского рынка развивается достаточно быстрыми темпами и все больше российских граждан предпочитают вкладывать сбережения в фондовый рынок, а не держать их дома "под подушкой".

Предотвратить махинации.

Опыт инвестирования российских НПФ, страховых компаний и других финансовых институтов лег в основу регулирования инвестиционной деятельности НПФ. Вдобавок введены дополнительные надзоры за управляющими компаниями и повышенные требования к спецдепозитарию. В отличие от банков УК не имеют прямого доступа к пенсионным накоплениям, так как и эти средства не проходят непосредственно через счета компании. Фактически УК дают советы по размещению средств, и в этом заключается их основная функция. Соответственно, в отличие от банков УК не несут на себе рисков невозврата денег. В работе УК присутствуют риски другого рода - рыночные и связанные с квалификацией управляющих. На взгляд разработчиков пенсионной реформы, в разрезе рисков УК механизм управления пенсионными средствами является еще более надежным, чем у ПИФов.

Однако, когда пенсионные деньги поступят на фондовый рынок, они, как и активы других участников, подвергнутся двум рискам отечественного рынка - возможности манипулирования ценами и использования инсайдерской информации. Такие проблемы российского фондового рынка образовались за счет недостаточно эффективной системы правоприменения в области подобных правонарушений.

Несмотря на то что новая редакция закона "О рынке ценных бумаг " раскрывает понятие манипулирования ценами, до сих пор ни КоАП, ни Уголовный кодекс не предусматривают наказания для данных правонарушений. В ст. 14. 6 КоАП определено наказание за нарушение порядка ценообразования, но санкции, установленные в ней, минимальны: штраф 25 МРОТ для граждан и 500 МРОТ для юридических лиц. Эти штрафы заведомо меньше доходов от манипулирования и использования служебной информации, что делает такие действия очень привлекательными для участников.

Проект поправок к КоАП, разработанный ФКЦБ России, уже внесен в правительство. Комиссия также согласовала со всеми заинтересованными ведомствами концепцию поправок к Уголовному кодексу. В поправках к КоАПу ФКЦБ предлагает включить штраф в размере до 200 МРОТ для физических лиц и дисквалификацию сотрудника сроком до трех лет. Для юридических лиц штраф составит 10 000 МРОТ.

В соответствии с предлагаемыми поправками к Уголовному кодексу незаконное использование инсайдерской информации будет наказываться штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Много ли надежных УК?

Многие УК, охваченные идеей управления пенсионными деньгами, бросились получать лицензии на управление НПФ. Например, на конец 2000 г. насчитывалось 29 УК, на конец 2001-го - 41 УК, на конец 2002-го - 82 УК, а уже к III кварталу 2003 г. было создано 114 УК. Причем основной рост УК наблюдался в IV квартале 2002 г.

Данные подтверждают, что две трети таких компаний существуют на российском фондовом рынке не более двух лет и были созданы специально под требования конкурса на управление средствами пенсионных накоплений.

Значит, такие УК не обладают необходимым опытом, что повышает риски управления пенсионными средствами. В частности, у них отсутствует такой важный критерий опыта работы, как управление ПИФами. Естественно, на рынке функционируют и опытные УК.

Сейчас сложно объективно оценить надежность всех УК на российском фондовом рынке, выработать единые критерии для анализа качества их работы. Не существует и единой методики оценки УК. Безусловно, необходимо разработать критерии их надежности, составить рейтинг УК, потому что многие инвесторы при принятии инвестиционных решений ориентируются на такие рейтинги. Рейтинг - очень трудоемкое и ответственное исследование. Его цель - исключить распространение компаниями информации, вводящей инвесторов рынка коллективных инвестиций в заблуждение, дать наиболее объективную информацию о компаниях, помочь инвесторам принять грамотное и полезное для них решение. Некачественно составленный рейтинг может только навредить неопытным инвесторам, привести к неудачам инвестирования и навсегда отпугнуть от фондового рынка.

Пенсионные деньги на рынке.

За последние три года благодаря проводимому реформированию фондового рынка в этом секторе российской экономики произошли существенные позитивные изменения. Эти изменения очень важны как для пенсионной реформы, так и для экономики в целом, поскольку для того, чтобы пенсионные средства эффективно использовались, необходим определенный уровень развития фондового рынка.

Сейчас можно говорить о том, что фондовый рынок стал механизмом, который способен эффективно обеспечить экономику долгосрочными финансовыми ресурсами. Фактически в рыночную экономику будут вовлечены дополнительные ресурсы в размере нескольких миллиардов долларов. В соответствии с прогнозом на финансирование накопительной части трудовой пенсии в период до 2010 г. включительно будет направлено 907 млрд руб. в ценах 2002 г. , т. е. около $30 млрд, или около 7% прогнозного значения ВВП на 2003 г. Расчеты показали, что в зависимости от сценария распределения этих финансовых ресурсов между Пенсионным фондом РФ и частным сектором (независимые частные управляющие компании и НПФ) до 2010 г. будет инвестировано от $7,3 млрд до $29,3 млрд. Приток финансовых средств на российский рынок ценных бумаг в этот период составит соответственно от $6,2 млрд до $24,9 млрд.

Размещение накопительной части пенсии на фондовом рынке характерно для многих стран мира. Пенсионные средства размещаются на фондовом рынке в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Чили. Это способствует росту количественных и качественных характеристик фондового рынка, стимулирует развитие отрасли коллективных инвестиций. В этих странах соотношение капитализации фондового рынка и ВВП, как и соотношение активов отрасли коллективных инвестиций и ВВП, близко к 100%. Хочу отметить, что эти показатели существенно выше, чем в тех странах, в которых пенсионная система носит только распределительный характер.

Я глубоко убежден, что приток пенсионных средств на фондовый рынок даст новый импульс для развития российских предприятий, привлекающих дополнительные инвестиционные средства с рынка ценных бумаг, что, безусловно, позитивно отразится на состоянии российской экономики в целом и будет являться дополнительным фактором для продолжения экономического роста в нашей стране.

И эффективный капитал сам разберется, куда ему следует быть вложенным.

Думаю, что у меня нет морального права держать свои денежные средства в той или иной управляющей компании. Хотя я бы с большим удовольствием вложил свои накопления в ряд ПИФов, да и пенсионные накопления перевел бы в частную компанию. Потому что как инвестор, заботящийся о своем будущем, считаю, что это выгодно и надежно. Опыт всего мира показывает, что эффективность управления активами у частных управляющих гораздо выше, чем у государственных.