В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ: В первый год всех проблем не решить


- Какова настоящая цель пенсионной реформы - остановить обеднение пенсионеров или все-таки позволить людям на старости лет жить богаче?

- Предотвратить обеднение пенсионеров - это первая цель пенсионной реформы. И вторая - предотвратить крайне несправедливое перераспределение пенсионных ресурсов.

В условиях быстрого старения населения распределительная пенсионная система работает крайне несправедливо в межпоколенческом плане. Каждое новое поколение работников, и это не трудно показать на расчетах, за период трудовой жизни выплачивает в пенсионную систему гораздо больше денег, чем каждый из них потом получает из пенсионной системы обратно, после того как он вышел на пенсию.

Если бы мы не начали реформу, то в скором времени получили бы систему, в которой нынешнее поколение работников оказалось бы проигравшим. Для того чтобы предотвратить эту проблему, а также обеспечить большую устойчивость пенсионной системы к эффекту старения населения, и задумывалась пенсионная реформа. По сути, главная задача пенсионной реформы - не перейти от хорошей системы к системе наилучшей или замечательной, а перейти от системы, которая разваливалась и находилась в состоянии финансового кризиса и на грани долгосрочного финансового краха, к системе более устойчивой и более справедливой в межпоколенческом плане. Новая пенсионная система, мы уверены, обеспечивает устойчивый рост пенсий, но, конечно, она не обеспечивает решения всех проблем, которые стоят перед пенсионерами. Например, мы не можем обещать, что рост размера пенсии будет таким же быстрым, как рост заработной платы. Этого пенсионная система обеспечить не может.

- Опишите, пожалуйста, основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в ходе пенсионной реформы.

- Сложностей много, поскольку с нуля приходится создавать весьма непривычные для российской системы социального страхования механизмы. Впервые в пенсионной реформе реализованы такие способы взаимодействия гражданина и государства, когда гражданин фактически распоряжается деньгами, ему не принадлежащими. И, более того, он может их направить не только в негосударственные управляющие компании для инвестирования, но и в принципе передать в негосударственный сектор, негосударственный пенсионный фонд для формирования будущей накопительной пенсии.

Ясно, что для существующей пенсионной системы это целая революция, это огромный массив задач, которые ранее никогда не возникали, и это весьма сложный набор задач для системы государственного регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг. Конечно, здесь на каждом шагу возникают технические проблемы.

- Какие, например?

- Это, например, целый комплекс проблем, которые пришлось решать в рамках рассылки уведомлений застрахованным. Даже сама организация распечатки этих уведомлений оказалась весьма непростым делом, учитывая то, что несколько десятков миллионов уведомлений пришлось распечатать в очень короткий интервал времени.

Мы имеем на сегодня ситуацию, на которую не был, по сути, рассчитан закон об инвестировании пенсионных накоплений. По результатам конкурса отобрано множество управляющих компаний, но далеко не все из них имеют хоть какой-либо опыт работы в области доверительного управления финансами. С такими неопытными компаниями вряд ли сейчас стоит рекомендовать работать большинству граждан.

Сама задача выбора в таких условиях намного сложнее, чем в случае, если бы по конкурсу удалось отобрать только относительно небольшое число крупных игроков, имеющих обширный опыт на рынках ценных бумаг и обладающих высококвалифицированным персоналом.

Большая проблема - это информирование граждан, участников пенсионной системы. Нужно, с одной стороны, довести до сведения граждан информацию о том, какие возможности для них открывает новая пенсионная система, а с другой стороны, донести до граждан информацию о негосударственных управляющих компаниях и разъяснить им, каким образом можно совершить между ними выбор.

Первую часть этой задачи - информирование о возможностях новой системы - могло бы в значительной мере взять на себя государство. Но должен сказать, что это не было сделано в полной мере, к сожалению. Вторую задачу государство на себя в полной мере взять не может. Потому что доведение всей полноты информации о деятельности управляющих компаний возможно только в рамках негосударственных инициатив, поскольку мы не можем предоставлять гражданам информацию, односторонне освещающую деятельность одних компаний, но не характеризующую по каким-то своим показателям деятельность других. Участие в этом процессе государства было бы формой создания необоснованных конкурентных преимуществ для каких-то компаний.

В то же время по широкому списку существенных вопросов или аспектов деятельности управляющих компаний информация неравноценна. И тот же Минфин, и наше министерство, и, я думаю, даже ФКЦБ располагают различным объемом информации о деятельности разных управляющих компаний. И, соответственно, многие важные обстоятельства, вплоть до сведений о персонале, информация о санкциях, которые применялись в свое время к этим компаниям, информация о таких клиентах, как негосударственные пенсионные фонды, сейчас недоступна, например, нашему министерству.

И по многим критериям, которые очень существенны для граждан с точки зрения осуществления оптимального выбора, мы эту информацию донести до граждан не в состоянии. Фактически это становится задачей негосударственного сектора, например той же газеты "Ведомости", которая приложила уже немало усилий для того, чтобы такого рода информацию распространить. Но мы сами сделать этого не можем, потому что не можем об одних компаниях что-то рассказывать, а о других не рассказывать.

Однако, по данным журнала "Эксперт", из 55 компаний 20 реально не имели серьезного опыта доверительного управления на рынке ценных бумаг. Около 20 компаний по состоянию на 1 июля не имели необходимой суммы активов под управлением.

- Как вы прокомментируете тот факт, что многие банки-трансферагенты склоняют пришедших к ним людей отдавать деньги в управление аффилированным с ними управляющим компаниям?

- Действительно, ситуация сложилась достаточно тревожная с целым рядом банков. И обследование, проводившееся экспертами Минэкономразвития, и обследования, которые проводились Минфином, показали, что в большинстве случаев банки-трансферагенты пытались необоснованно навязать аффилированные с ними компании застрахованным. И для многих граждан в банках-трансферагентах оформить заявление на какую-либо другую компанию оказывается либо сложным, либо невозможным. Были случаи, с которыми, например, сталкивались эксперты Минэкономразвития, когда банки просто предлагали уже заполненные заявления, в которые гражданин должен был вписать свою фамилию, имя и поставить подпись. В остальном такие заявления были уже заполнены на аффилированную с данным банком компанию.

По итогам всех этих проверок Министерство финансов направило Пенсионному фонду предписание провести проверку банков-трансферагентов и принять меры к пресечению этих нарушений. Пенсионный фонд такую проверку начал, и я думаю, что в случае обнаружения серьезных массовых нарушений к банкам-нарушителям будут применены самые жесткие меры - вплоть до расторжения договора.

Кроме того, Пенсионный фонд разработал специальный нормативный акт, который рекомендован для принятия банками-трансферагентами. В нем содержится требование информировать человека о других управляющих компаниях, а также правила, которые предотвращают одностороннее навязывание.

- Почему, как вы думаете, Сбербанк уклоняется от роли трансферагента?

- Это не совсем так. Переговоры по поводу заключения соглашения со Сбербанком сейчас Пенсионный фонд ведет. Просто на сегодняшний день есть целый ряд неурегулированных моментов, которые препятствуют немедленному заключению договора. Думаю, что в течение ближайших двух-трех недель эти моменты могут быть урегулированы и Сбербанк подключится на завершающей стадии к приему заявлений застрахованных.

Конечно же, Сбербанк очень нужен реформе. Это наиболее серьезный и наименее ангажированный банк. У него нет управляющей компании. У него больше всего отделений по стране. И, безусловно, с точки зрения удобства граждан это был бы оптимальный вариант. Так или иначе, большинство людей пойдет оплачивать квартирные счета в декабре, и тогда они получат шанс одновременно заполнить заявление в Сбербанке. Безусловно, по степени охвата со Сбербанком может сравниться только система отделений почтовой связи.

- Как вообще будет решаться проблема с гражданами, живущими в отдаленных местах России, в местах, где нет отделений банков и даже почты?

- В первый год реформы на 100% по всей стране мы проблемы инфраструктурных ограничений не преодолеем. Безусловно, если гражданин из отдаленного места не проявит дополнительной инициативы, не найдет возможности в течение этих двух месяцев выбраться "на материк" и заверить свое заявление где-то, где есть либо отделение банка, либо представительство Пенсионного фонда, либо нотариус, то, конечно, ему придется подождать до следующего года, чтобы сделать свой выбор. Действительно, речь идет о такой масштабной работе, когда буквально с нуля приходится выстраивать многие процедуры, которые ранее отсутствовали в российской пенсионной практике, что создать шансы абсолютно гарантированного доступа к выбору управляющих компаний для всех граждан - нереальная задача.

- Какова разница между вложением пенсионных накоплений в ВЭБ или в частные УК?

- ВЭБ - это достаточно безопасная форма вложения средств. Главная проблема в том, что, положив деньги в ВЭБ, не следует рассчитывать на значительные доходы. Хорошо, если доходность от вложений в федеральные ценные бумаги будет соответствовать темпу инфляции. Это крайне консервативная стратегия, рассчитанная на чрезвычайно осторожного вкладчика. Но задача наша в ходе реформы - не просто в сохранении пенсионных денег, а в том, чтобы их приумножить, более того - не просто приумножить, а приумножить темпом, сопоставимым с темпом роста реальной заработной платы. А это уже задает очень жесткие ориентиры роста суммы накоплений. И такого рода задачи может помочь выполнить только сбалансированный портфель, который включает значительную долю корпоративных ценных бумаг РФ. Сейчас ни банковские депозиты, ни размещение средств за рубежом такого рода доходности не обеспечат. На сегодня есть лишь один источник доходности, который значительно превышает темпы инфляции в среднесрочной перспективе. Это, судя по всему, рынок корпоративных ценных бумаг. А на этом рынке работают негосударственные управляющие компании.

- Какие риски ждут людей, положивших деньги в негосударственные УК?

- Это специфические риски инвестиционного портфеля, состав которого определен условиями закона об инвестировании накопительной части трудовой пенсии. Такого рода риски не связаны, как правило, с рисками одной конкретной компании. Закон налагает очень жесткие ограничения на максимальные размеры средств, которые могут быть вложены в ценные бумаги одного эмитента и в ценные бумаги компаний, аффилированных с управляющей компанией. Поэтому осложнение ситуации в какой-либо из отраслей экономики или ухудшение положения одной конкретной компании, как, например, "ЮКОСа", не должно приводить к катастрофическим долгосрочным последствиям для такого портфеля. Проблемы, которые тут могут возникнуть, будут связаны только с периодами длительного депрессивного состояния рынка ценных бумаг. Например, фондовый рынок Японии стагнировал на протяжении десяти лет. Конечно, такой длинный перерыв в росте этого рынка неблагоприятно скажется на общей величине пенсионных накоплений. Это, конечно, не значит, что они будут утеряны. Утеря накоплений возможна только в случае полного краха российской экономики. Тем не менее, если период формирования накоплений гражданина совпадет с периодом длительного застоя на рынке, это может сказаться неблагоприятно на росте его сбережений. Разница в доходности такого рода портфеля, как показывают отработанные нами модели, может составлять 40 - 50%. Причем я имею в виду итоговую сумму, которую человек получит при выходе на пенсию.

- Существует ли какая-то защита от махинаций с пенсионными деньгами? Можно ли из-за каких-то махинаций потерять всю накопительную часть пенсии?

- Не существует финансовой системы, полностью защищенной от махинаций. Но мы имеем многослойную систему гарантий на случай возникновения ущерба, связанного со злоупотреблением и ошибками. Начнем с того, что даже если негосударственная управляющая компания попадет в сложную финансовую ситуацию, фактически окажется в состоянии банкротства, то средства пенсионных накоплений на этот случай защищены законодательно. Потому что ни один кредитор, помимо Российской Федерации в лице Пенсионного фонда РФ, не сможет предъявить требования на средства пенсионных накоплений. Они защищены законом от претензий любых других кредиторов. В случае ликвидации управляющей компании ее обязательства в пользу третьих лиц не могут служить основанием для изъятия пенсионных накоплений. Они просто будут переданы другим управляющим компаниям. Если негосударственная управляющая компания или специализированный депозитарий своими недобросовестными действиями нанесли ущерб застрахованным, то они несут за такого рода действия ответственность в пределах собственного капитала. Если этих средств оказывается недостаточно, солидарную ответственность несет специализированный депозитарий, где объемы ответственности, благодаря наличию банковской гарантии, большого собственного капитала, исчисляются суммой, превышающей $100 млн. А если этих средств недостаточно, вступает в силу страховое покрытие управляющей компании и спецдепозитария, поскольку они обязаны страховать риски профессиональной ответственности. И, наконец, третий уровень страховых гарантий - это гарантии РФ, т. е. фактически гарантии федерального бюджета. В соответствии с законом РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ.

Что касается системы контроля, то благодаря наличию специализированного депозитария, который не аффилирован ни с одной управляющей компанией, кроме государственной, возникает возможность вести предварительный контроль любых операций управляющей компании в режиме реального времени. Ни одно списание со счета средств пенсионных накоплений для приобретения каких-либо активов не может быть сделано управляющей компанией без предварительной авторизации специального депозитария. Так что с этой точки зрения система действительно имеет довольно высокую степень защиты. Кроме того, на действия управляющих компаний накладывается целый ряд ограничений по работе с инсайдерской информацией и аффилированными структурами УК. Существуют требования к профессиональной этике персонала, нормы, направленные на предотвращение конфликтов интересов. Весь этот комплекс мер направлен на повышение надежности системы.

- Существуют ли какие-то особые риски, связанные с работой ВЭБа как государственной УК?

- Что касается государственной управляющей компании, здесь основные проблемы связаны с тем, что ее статус не совпадает с требованиями, которые предъявляются негосударственным управляющим компаниям. Прежде всего потому, что Внешэкономбанк обладает возможностью вести целый ряд других видов деятельности. По некоторым из них - в сочетании с его деятельностью как УК - могут возникнуть коллизии функций. Например: осуществление агентских операций по управлению государственным долгом РФ, ряд депозитарных функций, функции, связанные с обслуживанием облигаций Внешэкономбанка, которые являются объектами инвестирования пенсионных накоплений, брокерские функции. Все эти сферы деятельности банка могут создавать коллизии функций с его деятельностью по доверительному управлению. Обычной управляющей компании не разрешено совмещать их с деятельностью по доверительному управлению. Для того чтобы такого рода коллизия функций не позволила нанести ущерб интересам застрахованных, мы предусмотрели целый ряд нормативных актов, часть из которых должна быть одобрена правительством, часть будет разработана и принята самим Внешэкономбанком по согласованию с Минфином. Эти нормативные акты направлены на создание "китайских стен" внутри Внешэкономбанка. При этом наличие потенциально коллизионных функций в деятельности Внешэкономбанка мы постарались компенсировать и более жесткими требованиями к прозрачности его деятельности. В частности, проектом типового договора Пенсионного фонда и государственной управляющей компании предусмотрена ежедневная публикация информации об изменениях в структуре инвестиционного портфеля государственной управляющей компании - правда, с недельной задержкой, для того чтобы предотвратить игру рынка против этого инвестора. Такого рода публикации не предусмотрены для негосударственных управляющих компаний.

Я бы не стал утверждать, что воздвижение этой "китайской стены" полностью решит все проблемы. Но, по крайней мере, мы попытались минимизировать существующие риски.

- Нет ли у вас опасений, что пенсионные средства, вложенные в ВЭБ, могут быть использованы для других государственных нужд? Скажем, они могут пойти на покрытие государственного долга.

- Средства пенсионных накоплений в соответствии с законом могут быть использованы исключительно для финансирования накопительной части трудовой пенсии, выплат правопреемникам и оплаты административных расходов в системе.

В случае если средства используются нецелевым образом, это автоматически выявляется до начала проведения операции, потому что все операции ВЭБа подлежат по нашему настоянию предварительному контролю со стороны спецдепозитария. И, таким образом, счет должен быть заблокирован спецдепозитарием еще до того, как совершится операция.

- По закону в Пенсионном фонде накопления граждан - собственность государства. Почему они не могут быть собственностью граждан?

- Наша первоначальная идея состояла в том, чтобы все-таки попытаться сделать их собственностью граждан. Но после долгих попыток мы вынуждены были от этого отказаться. Мы сталкиваемся с ограничениями континентальной модели права, которая в отличие от англо-саксонской правовой традиции существенно затрудняет или ограничивает так называемые трастовые операции, когда через посредников собственник может передать активы для различных целей каким-либо субъектам. В российской модели мы бы столкнулись с целым рядом непреодолимых юридических препятствий российской правовой модели, в частности с необходимостью заключать с каждым застрахованным договор о доверительном управлении и Пенсионному фонду, и каждой управляющей компании. Это могло бы настолько усложнить систему с точки зрения реализации прав застрахованных, что в конечном счете предпочтительнее будет оставить накопления, формируемые в Пенсионном фонде, государственной собственностью. Кстати, хотелось бы отметить, что накопления в негосударственных пенсионных фондах по российскому законодательству тоже принадлежат не гражданам, а негосударственным пенсионным фондам.

- По мнению некоторых экспертов, если накопительные части пенсий принадлежат государству и вкладываются ВЭБом и частными УК в государственные ценные бумаги, такие сделки с вложением государственных денег в госбумаги могут быть признаны ничтожными.

- Для меня такая постановка вопроса является новой. Я не специалист в области права и могу сослаться только на то, что самим российским законодательством установлен целый ряд аналогичных ситуаций, когда государственные деньги вкладываются в государственные пенсионные бумаги. В частности, в качестве примера могу привести операции Банка России по приобретению ценных бумаг, эмитированных правительством РФ. Эта функция закреплена законом ровно таким же образом, каким закреплены функции государственной управляющей компании по размещению пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги.

- Многие люди отправляют в Пенсионный фонд по почте письма со свои пожеланиями насчет УК. Если возникают какие-то проблемы, если заявление составлено неверно, ПФР отвечает отправителю. Однако если все в порядке, то Пенсионный фонд не отвечает. Как можно быть уверенным, что письмо благополучно дошло до ПФР, что пожелания были учтены, что деньги переведены в указанную УК, если ПФР не подтверждает получение письма?

- Когда мы готовили закон, наше предложение состояло в том, чтобы уведомлять всех граждан о принятии или непринятии письма, но в последний момент эта идея не получила поддержки. Первоначально аргумент Пенсионного фонда был таков, что рассылка уведомлений весьма обременительна. И я с этим согласен. Это дорогое удовольствие и технически очень сложное. В результате мы пошли в качестве компромисса на то, чтобы минимизировать объемы этой работы и информировать только тех граждан, у которых возникли проблемы с подачей заявления.

На сегодня в законе существует парадокс: не только не предусмотрено информирование граждан о положительном рассмотрения заявления, но и в принципе закон напрямую не предусматривает форм получения информации от Пенсионного фонда, в какой управляющей компании находятся в данный момент пенсионные накопления. Ведь теоретически может быть всякое. Допустим, по причине информационного сбоя, по ошибке сотрудника деньги гражданина уйдут в другую управляющую компанию, а он об этом даже не узнает.

Даже в уведомлении, где гражданина информируют о состоянии его лицевого счета, приводятся лишь данные о том, какой он инвестиционный доход получил, но не приводится информация о том, в какой управляющей компании он получил свой доход. Думаю, это действительно серьезная проблема, которую нам предстоит решить как можно быстрее. Оптимальным решением, конечно, было бы в уведомлении о состоянии счета гражданина в Пенсионном фонде на следующий год заложить информацию о том, какой управляющей компанией в данный момент инвестируются его накопления. Такое предложение на днях мы высказали на заседании правительства и получили поддержку по этому вопросу.

- Когда будут приняты какие-то нормативные акты или законы о деятельности государственной управляющей компании?

- Что касается государственной управляющей компании, то проект типового договора о доверительном управлении и договора со спецдепозитарием согласован со всеми ведомствами-соисполнителями и находится на рассмотрении в правительстве. После того как правительство выпустит постановление, утверждающее этот типовой договор, можно будет ставить задачу подготовки разработки ряда нормативных актов, которые должны вступить в силу после подписания договора. Разумеется, все это должно произойти в ближайшие месяцы. Если такой договор не заключен, то невозможно будет передать деньги государственной управляющей компании в марте этого года.

- Вы лично собираетесь вложить ваши пенсионные накопления в ВЭБ или в частную УК?

- В негосударственную управляющую компанию. Я буквально в ближайшие дни приму это решение. Потому что есть целый ряд вполне эффективных и достойных выбора негосударственных управляющих компаний. Я просто пойду как частное лицо в отделение Пенсионного фонда по месту жительства, не уведомляя никого заранее, чтобы заодно и посмотреть, насколько четко работает система приема заявлений застрахованных.

- Каковы ваши основные критерии при выборе управляющей компании?

- Основной критерий - это опыт присутствия на рынке. Чем дольше работала компания на рынке, тем больше шансов, что она обладает необходимой корпоративной культурой, качеством менеджмента и опытом работы персонала. Именно это и гарантирует необходимую надежность и эффективность. Еще один важный критерий - объем средств, находящихся под управлением в данной компании длительное время. Недостаточно, чтобы компания имела значительные средства в доверительном управлении только по состоянию на 1 августа, когда этот показатель замерялся для конкурсного отбора в накопительной пенсионной системе. Еще один критерий - наличие большого количества клиентов. Если компания работает с одним-единственным клиентом, нет гарантии, что это действительно успешно работающая на рынке публичная компания, которая пользуется доверием сторонних, не аффилированных с ней клиентов. Наконец, чрезвычайно важна оценка качества персонала. Важно, чтобы несколько человек в компании имели необходимый опыт работы на рынке и соответствующие аттестаты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Но есть и еще одно немаловажное обстоятельство, которое нужно принять во внимание. Оно во многом свидетельствует о качестве управления в той или иной компании. Желательно, чтобы эта компания была участником одного из профессиональных объединений - организаторов рынка ценных бумаг, поскольку такого рода объединения также предъявляют определенные требования к профессионализму и добросовестности своих участников.