СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Управлять обязательствами


Третья статья цикла об организации налоговой службы на предприятии, предыдущие были опубликованы 18 и 25 ноября.

Остановимся подробно на тех вещах, которые налоговая служба компании может и должна контролировать. Речь идет о налоговых обязательствах, налоговых рисках и организации работы налоговой службы.

Можно ли управлять обязательствами? Ответ однозначен - можно. Чтобы полностью понимать ситуацию с налогами в компании, нужно знать ответы на четыре вопроса:

Какими будут налоговые обязательства группы в течение ближайших трех лет?

Каковы ключевые регионы, на которые будет приходиться основная часть налоговых обязательств?

Какие налоги в этих регионах являются основными?

Где находятся ключевые налоговые активы группы (перенесенные на будущий период убытки от налогообложения, суммы к возмещению из бюджета и т. д. )?

Управление налоговыми обязательствами можно условно разделить на две части:

- управление по месту (в рамках разветвленного холдинга) ;

- управление по времени (когда платить - сегодня или завтра).

Речь идет о том, что можно, например, в рамках холдинга перенести основные затраты в ту структуру, где создается прибыль. Скажем, перенесем административные затраты на управление холдингом в "дочку" - добывающую компанию. У "дочки" за вычетом дополнительных затрат резко сократится прибыль, соответственно - и налог.

Нам довольно часто приходится видеть ситуацию, когда в одной компании холдинга есть огромная задолженность перед бюджетом, в то же время в другой компании того же холдинга существует большая переплата налога. В данном случае объектом налогового планирования будут денежные потоки между компаниями, структура холдинга.

Эффективность управления налоговыми обязательствами. Известны два основных подхода к оценке эффективности управления налоговыми обязательствами. При первом эффективность оценивается по абсолютному результату - например, снижению платежей и штрафных санкций.

При втором эффективность измеряется при помощи сравнительного анализа прогнозируемых результатов, достигаемых при разных налоговых стратегиях, или путем сравнения собственных результатов с результатами других компаний.

Но чаще всего используют симбиоз двух вышеуказанных подходов. Такая практика привела к возникновению ряда качественных и количественных показателей для измерения эффективности управления налогами. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, об эффективности управления налогами можно судить по показателям финансовой отчетности, составленной по международным стандартам, а именно:

по расходам на уплату налогов;

по создаваемым резервам по отложенным налоговым обязательствам;

по дебиторской задолженности (в значительной степени это касается НДС к возмещению) ;

по показателю дисконтированных чистых денежных поступлений.

Во-вторых, широко распространен способ анализа эффективности управления налогами при помощи сопоставления эффективной ставки налогообложения компаний одной отрасли (конкурентов) с аналогичным показателем своей компании.

В-третьих, необходимо учитывать абсолютное снижение начисленной задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (включая пени и штрафные санкции) за анализируемый период.

В-четвертых, чтобы оценить эффективность работы налоговой службы, можно сравнить рост стоимости компании за счет налоговой оптимизации с аналогичным приростом за счет производства и продаж.

В-пятых, об эффективности управления налогами можно судить по наличию (или отсутствию) системы внутреннего контроля при расчете налогооблагаемой базы компании.

В-шестых, наличие в компании, например, налогового учета или сокращение сроков составления налоговой отчетности трудно оценить в количественном выражении. Однако очевидно, что без них компания несла бы значительные убытки.

И наконец, для оценки изменения налогового бремени компании используются различные методики, которые в числовом выражении обозначаются соответствующими коэффициентами.

Алексей Кондрашов - партнер PricewaterhouseCoopers, Дмитрий Шоцкий - старший менеджер PricewaterhouseCoopers