ИГРОКИ: Чтобы трубы не текли


ОАО "АК "Транснефть" уделяет особое внимание обеспечению высокого уровня экологической безопасности объектов Балтийской трубопроводной системы (БТС) на всех этапах реализации проекта - от формирования инвестиционного замысла до строительства и эксплуатации промышленных объектов.

Проект БТС затрагивает не только интересы России, но и ряда европейских стран, расположенных в регионах Балтийского и Северного морей. Это обстоятельство определило необходимость учета экологических норм и стандартов всех заинтересованных государств, несмотря на их существенные различия и проблему выбора соответствующих стандартов.

При разработке экологического обоснования проекта применялись наиболее жесткие экологические нормативы, как российские, так и международные. Такой подход является достаточно простым и понятным, в принципе разрешающим правовую проблему соответствия различных экологических стандартов и обеспечивающий наиболее полное удовлетворение запросов общества в области охраны окружающей среды.

В разработке проекта наряду с российскими специалистами активное участие принимали западные фирмы из Германии, Финляндии, Дании, Голландии, США и Великобритании при частичном финансировании проекта Мировым банком и Европейским союзом через программу ТАСИС. Однако приоритет был отдан российским нормам, поскольку природоохранное законодательство России предъявляет более жесткие требования по сравнению с аналогичными требованиями международных экологических организаций и Европейского союза.

Вместе с тем при разработке проекта и его реализации использованы также основные международные документы и соглашения:

Конвенция по предотвращению загрязнения судов 1973 г. (MARPOL 73/78) , измененная протоколами 1997 и 1998 гг. ;

Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (Балтийская, или Хельсинкская) , Хельсинки, 1974 г. ;

Конвенция о защите морской окружающей среды Балтийского моря, Хелком, 1992 г. ;

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, 1991 г. ;

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий, 1992 г. ;

Оперативная директива 4. 01 Всемирного банка; Экологическая оценка, 1991 г. ;

"Экологические процедуры", документ ЕБРР (BDS96-23, Rev. 3) , 1996 г. ;

Конвенция по борьбе с нефтяными загрязнениями и сотрудничеству 1990 г. , измененная протоколом 1999 г.

В результате проектных работ был проведен всесторонний комплекс экологических исследований. Процедура ОВОС в рамках проекта БТС была выполнена дважды - как по российским, так и по международным стандартам под эгидой МБРР. Само по себе это обстоятельство является беспрецедентным и свидетельствует о понимании компанией "Транснефть" важности экологических проблем и серьезном подходе к их решению.

При разработке "Технико-экономического обоснования" (ТЭО-проект) строительства 1-й и 2-й очереди БТС в разделе "Охрана окружающей среды" (ООС) был предусмотрен комплекс природоохранных мероприятий, учитывающий не только выводы и рекомендации различных экспертных органов, но и результаты консультаций с общественностью.

В итоге был разработан полный комплекс организационных, технических и природоохранных мероприятий, направленных на минимизацию масштабов неблагоприятных экологических воздействий и уменьшение их последствий для окружающей среды и социальной сферы. Вот некоторые из этих мер. Предложен оптимальный маршрут трассы - более 80% протяженности нефтепровода на участках нового строительства проходит в технических коридорах существующих нефте- и газопроводов, что позволяет существенно снизить ущерб, наносимый земельным ресурсам, растительности и животному миру. При этом строго соблюдаются нормативные расстояния от границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ) , водоохранных зон и населенных пунктов.

В резервуарных парках НПС и нефтеналивного терминала резервуары оснащены понтоном и плавающей крышей, что снижает выбросы загрязняющих веществ в атмосферу до 95 - 97%. При строительстве резервуарного парка Приморска впервые в России применена полистовая сборка резервуаров и более качественная сталь 09Г2С с толщиной стенки первого пояса 28 мм, что на 10 мм больше, чем в обычном исполнении. Антикоррозионная защита резервуаров выполнена по международному стандарту ИСО 8501 с применением материалов "Амеркоут", и у нее 20-летняя банковская гарантия качества покрытия.

Исключено проникновение аварийно разлившейся нефти в грунт, так как поверхность под резервуаром и в каре гидроизолированная.

Подводные переходы через основные реки, пересекаемые трассой нефтепровода, выполнены в защитном кожухе методом наклонно-направленного бурения, что позволило исключить возможность поступления нефти в водоток в случае аварийной ситуации, а также избежать негативного воздействия на ложе и русло реки при строительстве нефтепровода. На всем 130-километровом участке трубопровода, проходящем по водозаборному руслу реки Невы и Ладожского озера, применены трубы повышенной прочности стали с увеличенной толщиной стенки. По всей трассе трубопровода предусмотрены вертолетные площадки, через каждые 20 км установлены электрофицированные и оборудованные системами телемеханики и автоматики линейные задвижки.

Учитывая исключительную важность реки Невы как основного источника водоснабжения Санкт-Петербурга, подводный переход выполнен методом микротоннелирования с глубиной залегания более 10 м ниже линии размыва. Это предусматривает строительство тоннеля протяженностью 777 м из железобетонных конструкций внутренним диаметром 2000 мм и прокладку защитного кожуха диаметром 1220 х 15,2 мм, в котором прокладывается рабочий трубопровод диаметром 720 х 16 мм из прямошовных труб с заводской изоляцией. В соответствии с последними достижениями телемеханики предусмотрена система обнаружения утечек, позволяющая мгновенно обнаружить самую незначительную утечку нефти.

Для предотвращения загрязнения прибрежных акваторий построены и введены в эксплуатацию высокопроизводительные очистные сооружения по приему и очистке промышленных и бытовых сточных вод на нефтеналивном терминале г. Приморска суммарной производительностью 770 куб. м в сутки.

Для обеспечения навигационной безопасности нефтеналивного терминала Приморск и все подходы к нему, фарватеры и суда на них находятся под контролем региональной системы управления движением судов (РСУДС) , которая позволяет отслеживать движение танкеров с точностью до 10 м.

В акватории Финского залива установлена зона ответственности компании площадью 3,8 кв. км. Для ликвидации возможных аварийных разливов нефти на этой территории создана аварийно-восстановительная служба в составе 120 высококвалифицированных аттестованных специалистов, имеющих сертификаты Международной морской организации (IМО). Данное подразделение оснащено 11 км боновых заграждений, 22 нефтесборными системами, позволяющими собирать разлитую нефть в объеме 1160 куб. м в час. Помимо этого построено 7 судов природоохранного флота, включающего в себя бонопостановщики, нефтемусоросборщик, сборщик льяльных вод, нефтеналивную баржу. Ведется строительство буксиров ледового класса.

В соответствии с действующим российским законодательством для ООО "Спецморнефтепорт Приморск" разработан и согласован со всеми контролирующими инстанциями "План ликвидации аварийных разливов нефти". При аварийном разливе более 700 т региональным планом определен порядок привлечения к ликвидации разлива региональных и федеральных сил МЧС и Министерства транспорта Российской Федерации. Произведено математическое моделирование возможных сценариев характера изменения разливов нефти с учетом климатических сезонов. Разработано 46 карт экологической чувствительности, определены приоритетные защитные зоны.

Для обеспечения пожарной безопасности резервуарный парк и причальные сооружения обеспечены современной автоматической системой пожаротушения, которая способна мгновенно обнаружить и в течение 10 минут автоматически потушить пожар любой степени сложности. Создано специализированное противопожарное подразделение в составе 47 человек, в котором систематически проводятся противопожарные и аварийные учения.

Для предотвращения загрязнения окружающей среды введены в эксплуатацию высокопроизводительные очистные сооружения промышленных и бытовых сточных вод. Уникальная технология позволяет обеспечить соответствие степени очистки сточных вод жестким нормативным природоохранным требованиям по всему спектру загрязняющих веществ.

С первых дней эксплуатации ООО "Спецморнефтепорт Приморск" введена в действие независимая, аккредитованная Госстандартом России лаборатория эко-аналитического контроля, которая осуществляет непрерывный контроль за работой очистных сооружений, состоянием воздуха, акватории Финского залива и прибрежной полосы.

Компания "Транснефть" приняла решение обеспечить дополнительный экологический контроль за состоянием изолированных балластных вод, сбрасываемых с танкеров во время загрузки нефти. Для этого был разработан регламент, в котором определены требования к составу балластных вод, утвержден порядок аналитического контроля. Разрешение на сброс балласта выдается экологическими службами только при полном соответствии химических анализов всех проб установленному нормативу содержания нефтепродуктов - 0,05 мг/куб. м. Подобный жесткий контроль на сегодняшний день отсутствует в портах других стран мира и осуществляется только в Приморске.

С начала эксплуатации порта произведено более 6000 контрольных анализов балластных вод, в результате чего выявлено 12 танкеров с превышением допустимой концентрации. Запрещенная к сбросу загрязненная балластная вода общим объемом 124 137 куб. м в опломбированных танках возвращена с судами в исходные пункты.

Предотвращение загрязнения акватории Балтийского моря обеспечивает и категорический запрет, введенный регламентом ОАО "АК "Транснефть", на заход в порт Приморск и налив нефти в танкеры, не соответствующие международным требованиям безопасности мореплавания.

В октябре 2002 г. ООО "Спецморнефтепорт Приморск" получил сертификаты IQNET, EVROCERT (Белград) и OQS (Вена) , подтверждающие соответствие реализованного комплекса природоохранных мероприятий международным экологическим стандартам серии ISO 14000. Осенью 2003 г. данный сертификат подтвержден международным инспекционным контролем.

В настоящий момент можно с уверенностью утверждать, что комплекс природоохранных мероприятий, реализованный при строительстве первой очереди Балтийской трубопроводной системы и непрерывно осуществляемый при ее эксплуатации, в полной мере обеспечивает экологическую безопасность промышленных объектов и делает минимальной степень воздействия процессов производства на окружающую среду.